«Южноуральская панорама» и Евгений Аникиенко спрашивают: «Грядет бензиновый дефолт?»

Для автолюбителей вновь неприятная новость: в августе, возможно, грядет очередное повышение цен на бензин. Иные эксперты связывают это с недавним ростом экспортной пошлины на нефть. Дело в том, что российское правительство решило с 1 августа увеличить ее с $136 за тонну до 140. Отсюда некоторые аналитики предсказывают новый рекордный взлет цен на бензин. Но так ли это? «Южноуралъская панорама» обратилась за комментарием к местным специалистам бензинового рынка.


– По задумке правительства, увеличение экспортной пошлины должно вести не к росту, а к снижению внутрироссийских цен на бензин, – говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Челябинского филиала ООО «Лукойл-Урал-нефтепродукт» Ханис Нуриев. – Ведь с повышением пошлины внутренний рынок должен насыщаться, а цена падать. Но нынешний пошлинный рост в $4 погоды не делает, вот в июне пошлина на нефтяной экспорт сразу скакнула со $102 до 136 за тонну. А вообще, эта пошлина пересматривается через каждые два месяца: ее индексация производится на основании мониторинга цен на российскую нефть на мировых рынках. Но, как у нас это часто бывает, вместо, казалось бы, логичного понижения цены на нефть вполне возможен и обратный эффект...


Собственно, старт бензиновому витку уже дан. Такой прогноз можно сделать, по словам Ханиса Нуриева, исходя из динамики роста внутрироссийских цен на нефть. Если в июне одна тонна черного золота стоила 5100-5400 руб., то сегодня 6500-7000. А на август нефтяные магнаты уже заявили ценовую планку в 8500 руб. за тонну, хотя себестоимость тонны нефти – не более 2 тыс. руб. Это, по мнению аналитиков, потащит цены вверх буквально на все.


Хотя последние несколько месяцев цены на бензин в России росли плавно, то теперь возможен стремительный взлет. И подорожание уже началось. К примеру, по данным Московской топливной ассоциации, с начала июля стоимость 92-го и 95-го бензина в столице выросла на 4%. А если повышение цен на нефть на мировых рынках не остановится, то цена на бензин в России, по прогнозам экспертов, может уже в следующем году составить 25 руб. за литр.


В том-то и беда: мировые цены на нефть (что выгодно для страны, но не для автолюбителей) неуклонно растут, и остановить экспорт, похоже, не смогут никакие пошлины. По мнению некоторых аналитиков, к концу этого года цена нефти за рубежом может превысить $80 за баррель (недавно был пройден 60-долларовый рубеж), а в 2006 году – и $100 за баррель. На фоне такого безумного ценового роста, естественно, поплывут вверх и ценники на российских АЗС. При таком раскладе уже к концу этого года прогнозируют рост цен на бензин до 20 руб. за литр.


Но как можно сравнивать уровень цен, к примеру, в России и США, если доходы людей несопоставимы. Между тем недавно цена на бензин у нас превысила американскую. Правда, сейчас там горючее вновь стало дороже, чем в России, но надолго ли?
Ценовой сговор?


Повышение цен на нефть в немалой степени обусловлено и монополизацией российского рынка. Нефтяные магнаты нередко идут на картельный ценовой сговор, чтобы при росте предложения не допустить падения цен. Даже при применении экспортных пошлин, других защитных мер государства, рассчитывать на снижение цен на внутреннем рынке вряд ли приходится. Причем бороться с ценовым сговором в России сложно: ее экономика крайне монополизирована.


По словам руководства Федеральной антимонопольной службы, в судебном порядке с компаний-нарушителей по России уже взыскано свыше 100 млн. руб. Тогда, помнится, по всей стране, в том числе и в Челябинской области, прошли тотальные проверки ФАС.


– Ценовой сговор бензиновых компаний в области не подтвердился, – комментирует заместитель руководителя регионального отделения Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова. – В ходе проверки выяснилось, что цены на бензин, в первую очередь, диктуют заводы-производители, а таковых на Южном Урале нет.


Фактически давно потерял статус монополиста и «Лукойл». Хотя он контролирует около половины челябинского бензинового рынка, в области уже появилось и немало новых игроков. В их числе компании «Татнефть», «Сибнефть», «Башнефть»... И все же и сегодня в руках «лукойловских» структур сосредоточена не только целая сеть хранилищ и заправок, но добыча и переработка нефти. До нынешнего года бензин в Челябинск эта компания везла почти исключительно из Перми – из «своего» нефтеперерабатывающего завода. А в феврале 2005 года договорились и с Башкирским НПЗ о переработке давальческой нефти «Лукойла».


– Цена на бензин складывается из расходов на добычу нефти, переработку, транспортирование («по трубе», в железнодорожных цистернах или автобензовозах), – говорит Ханис Нуриев. – Чтобы подстраховаться от ценовых сюрпризов рынка, мы имеем запас бензина в хранилищах.


...Словом, ситуация на топливном рынке сегодня непредсказуемая. Она тревожит буквально всех: ведь, если повышение все-таки будет, оно в первую очередь больно ударит по карману рядового автолюбителя. Думается, оснований для паники пока нет: в арсенале государства – механизм защиты от ценового сговора бензиновых королей. И все же гарантии, что завтра нас не поставят перед фактом совершенно новых цен на бензин, не может дать никто.

Другие материалы по теме: