Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Филиппов: Бизнес и власть могут работать на взаимовыгодных условиях
На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Игорь Филиппов.
– Игорь Владимирович, как много организаций входит сегодня в Ассоциацию малого и среднего бизнеса Челябинской области?
– В общей сложности в нашу организацию входит около 200 предприятий со всей области, хотя в последнее время мы и не стремились увеличивать их число. Это предприятия самого различного масштаба – у нас есть и металлургические заводы, и небольшие автозаправочные станции.
– Какую из задач Ассоциации вы считаете основной?
– Одной из наших главных задач я бы назвал оперативное решение текущих проблем. Например, в прошлом году администрация Челябинска затягивала выдачу разрешений на открытие летних кафе. Ассоциация активно участвовала в разрешении данного конфликта. Кроме того, наша организация принимает участие и в разработке законопроектов, затрагивающих интересы предпринимателей. У нас очень хорошо налажено взаимодействие с первым заместителем губернатора Челябинской области Владимиром Дятловым, министерством экономического развития области, Законодательным собранием. Конечно, не по всем вопросам нам идут навстречу, но самое главное, что у нас есть возможность мотивировать свою позицию, донести ее до разработчиков законопроектов. Мы не требуем от власти любви и взаимопонимания, на мой взгляд, бизнес и власть могут работать на взаимовыгодных условиях.
– Как вы оцениваете отношения с муниципальными властями?
– До последних муниципальных выборов отношения с руководителями городов складывались очень плохо. 60% глав муниципальных образований просидели на своих постах по 10 – 12 лет, они ощущали себя практически князьками. Например, в Верхнем Уфалее 80% бизнеса было подстроено под бывшего мэра. Сейчас к власти пришли другие люди, но отношения с ними еще не выстроены. Мы связываем большие надежды с тем, что пришли люди другого поколения, лучше осознающие интересы бизнеса в своем регионе.
– Как вы оцениваете принятие областной целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2006 – 2008 годы?
– Конечно, разработка программ по развитию бизнеса во многом ограничена объемами бюджетного финансирования. Вместе с тем, могу отметить, что ранее принятая программа поддержки малого бизнеса выполняется на 95%. Мы ожидаем, что очередная программа будет столь же успешной. Одним из последствий ее принятия можно назвать появление стимула для предпринимателей платить своим сотрудникам «белую» зарплату, не скрывать от налогообложения доходы. Компенсация части процентной ставки по кредитам, а фактически это можно назвать госдотациями малому бизнесу, способствует повышению прозрачности предпринимательской деятельности.
– Какие меры, на ваш взгляд, необходимы для улучшения инвестиционного климата Челябинской области?
– С моей точки зрения, сейчас Челябинская область фактически не конкурирует с другими регионами. В то же время на федеральном уровне широко известны такие бренды, как «Ариант», ЧМК, «Макфа». На мой взгляд, должна быть поставлена задача по развитию конкурентных преимуществ области, например, отдельных отраслей легкой, пищевой промышленности. Для того, чтобы привлечь инвестиции, нужны бюджетные вложения в инфраструктуру, предоставление различных льгот предпринимателям, занимающимся выпуском определенной продукции.
– Но ведь это потребует серьезных инвестиций из бюджета?
– Не всегда идеи требуют больших денег. Если развивать металлургическую отрасль, строить еще один завод или комбинат, то это серьезные деньги. А для развития швейной, трикотажной промышленности, которая у нас сейчас практически умерла, столь масштабных инвестиций не требуется.
– Вы считаете, что продукция челябинских текстильных предприятий может успешно конкурировать с китайской?
– Конечно, если сразу заявить, что китайцы задавят нашу промышленность, и ничего не делать, то так и случится. Но есть и другой подход. Например, обувная фирма «Юничел» размещает в Китае заказы и успешно развивается.
– Можно ли говорить, что за последние 5 лет цивилизованность российского и уральского бизнеса выросли?
– Безусловно. В первую очередь, выросла социальная ответственность бизнеса. Бизнес стал более прозрачным в плане налогообложения. Другой вопрос в том, что, платя налоги, бизнесмены не видят отдачи. Качество дорог, безопасность, медицинское обслуживание, образование остаются на прежнем уровне. В правоохранительных органах не меняется вообще ничего. На мой взгляд, пока не будет проведена реформа судебных органов и правоохранительной системы, у предпринимателей просто не будет достаточных стимулов для ведения полностью прозрачного бизнеса.
– Изменился ли, на ваш взгляд, в лучшую сторону образ предпринимателя?
– Безусловно, ведь раньше сама власть настраивала общество против бизнесменов, формировала негативный образ предпринимателей. До сих пор многие относятся к предпринимателям как к спекулянтам, но важно понимать, что сейчас невозможно сделать бизнес, обирая собственных сотрудников, – на рынке рабочей силы уже достаточно серьезная конкуренция. На мой взгляд, нужно формировать отношение к бизнесменам на самом высоком федеральном уровне. Тогда можно будет говорить и о повышении цивилизованности предпринимателей.
– Подтверждается ли это изменениями в методах проведения слияний и поглощений предприятий?
– Был период, когда арбитражные суды и правоохранительные органы активно использовались для проведения захвата предприятий, к счастью, сейчас подобных явлений стало уже значительно меньше. На мой взгляд, необходимо провести реформу правоохранительных и судебных органов, с тем, чтобы они ни при каких обстоятельствах не могли использоваться в коммерческих войнах.
– Как вы относитесь к возможному введению системы патентов для предпринимателей?
– Конечно, идею облегчить жизнь малым предпринимателям можно только приветствовать. Однако, если подходить к вопросу более глобально, то, стоит отметить, что никого из чиновников не интересует малый бизнес. Например, в Европе после войны для быстрого поднятия промышленности по плану Маршалла на несколько лет резко снизили налоги для предпринимателей. На мой взгляд, сейчас, в период высоких цен на нефть, нечто подобное можно осуществить и в России. Мне непонятен подход государства – или оно стремится к развитию малого бизнеса, или стремится вытянуть с него побольше денег. Одновременно решить эти задачи не получится.
– Игорь Владимирович, как много организаций входит сегодня в Ассоциацию малого и среднего бизнеса Челябинской области?
– В общей сложности в нашу организацию входит около 200 предприятий со всей области, хотя в последнее время мы и не стремились увеличивать их число. Это предприятия самого различного масштаба – у нас есть и металлургические заводы, и небольшие автозаправочные станции.
– Какую из задач Ассоциации вы считаете основной?
– Одной из наших главных задач я бы назвал оперативное решение текущих проблем. Например, в прошлом году администрация Челябинска затягивала выдачу разрешений на открытие летних кафе. Ассоциация активно участвовала в разрешении данного конфликта. Кроме того, наша организация принимает участие и в разработке законопроектов, затрагивающих интересы предпринимателей. У нас очень хорошо налажено взаимодействие с первым заместителем губернатора Челябинской области Владимиром Дятловым, министерством экономического развития области, Законодательным собранием. Конечно, не по всем вопросам нам идут навстречу, но самое главное, что у нас есть возможность мотивировать свою позицию, донести ее до разработчиков законопроектов. Мы не требуем от власти любви и взаимопонимания, на мой взгляд, бизнес и власть могут работать на взаимовыгодных условиях.
– Как вы оцениваете отношения с муниципальными властями?
– До последних муниципальных выборов отношения с руководителями городов складывались очень плохо. 60% глав муниципальных образований просидели на своих постах по 10 – 12 лет, они ощущали себя практически князьками. Например, в Верхнем Уфалее 80% бизнеса было подстроено под бывшего мэра. Сейчас к власти пришли другие люди, но отношения с ними еще не выстроены. Мы связываем большие надежды с тем, что пришли люди другого поколения, лучше осознающие интересы бизнеса в своем регионе.
– Как вы оцениваете принятие областной целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2006 – 2008 годы?
– Конечно, разработка программ по развитию бизнеса во многом ограничена объемами бюджетного финансирования. Вместе с тем, могу отметить, что ранее принятая программа поддержки малого бизнеса выполняется на 95%. Мы ожидаем, что очередная программа будет столь же успешной. Одним из последствий ее принятия можно назвать появление стимула для предпринимателей платить своим сотрудникам «белую» зарплату, не скрывать от налогообложения доходы. Компенсация части процентной ставки по кредитам, а фактически это можно назвать госдотациями малому бизнесу, способствует повышению прозрачности предпринимательской деятельности.
– Какие меры, на ваш взгляд, необходимы для улучшения инвестиционного климата Челябинской области?
– С моей точки зрения, сейчас Челябинская область фактически не конкурирует с другими регионами. В то же время на федеральном уровне широко известны такие бренды, как «Ариант», ЧМК, «Макфа». На мой взгляд, должна быть поставлена задача по развитию конкурентных преимуществ области, например, отдельных отраслей легкой, пищевой промышленности. Для того, чтобы привлечь инвестиции, нужны бюджетные вложения в инфраструктуру, предоставление различных льгот предпринимателям, занимающимся выпуском определенной продукции.
– Но ведь это потребует серьезных инвестиций из бюджета?
– Не всегда идеи требуют больших денег. Если развивать металлургическую отрасль, строить еще один завод или комбинат, то это серьезные деньги. А для развития швейной, трикотажной промышленности, которая у нас сейчас практически умерла, столь масштабных инвестиций не требуется.
– Вы считаете, что продукция челябинских текстильных предприятий может успешно конкурировать с китайской?
– Конечно, если сразу заявить, что китайцы задавят нашу промышленность, и ничего не делать, то так и случится. Но есть и другой подход. Например, обувная фирма «Юничел» размещает в Китае заказы и успешно развивается.
– Можно ли говорить, что за последние 5 лет цивилизованность российского и уральского бизнеса выросли?
– Безусловно. В первую очередь, выросла социальная ответственность бизнеса. Бизнес стал более прозрачным в плане налогообложения. Другой вопрос в том, что, платя налоги, бизнесмены не видят отдачи. Качество дорог, безопасность, медицинское обслуживание, образование остаются на прежнем уровне. В правоохранительных органах не меняется вообще ничего. На мой взгляд, пока не будет проведена реформа судебных органов и правоохранительной системы, у предпринимателей просто не будет достаточных стимулов для ведения полностью прозрачного бизнеса.
– Изменился ли, на ваш взгляд, в лучшую сторону образ предпринимателя?
– Безусловно, ведь раньше сама власть настраивала общество против бизнесменов, формировала негативный образ предпринимателей. До сих пор многие относятся к предпринимателям как к спекулянтам, но важно понимать, что сейчас невозможно сделать бизнес, обирая собственных сотрудников, – на рынке рабочей силы уже достаточно серьезная конкуренция. На мой взгляд, нужно формировать отношение к бизнесменам на самом высоком федеральном уровне. Тогда можно будет говорить и о повышении цивилизованности предпринимателей.
– Подтверждается ли это изменениями в методах проведения слияний и поглощений предприятий?
– Был период, когда арбитражные суды и правоохранительные органы активно использовались для проведения захвата предприятий, к счастью, сейчас подобных явлений стало уже значительно меньше. На мой взгляд, необходимо провести реформу правоохранительных и судебных органов, с тем, чтобы они ни при каких обстоятельствах не могли использоваться в коммерческих войнах.
– Как вы относитесь к возможному введению системы патентов для предпринимателей?
– Конечно, идею облегчить жизнь малым предпринимателям можно только приветствовать. Однако, если подходить к вопросу более глобально, то, стоит отметить, что никого из чиновников не интересует малый бизнес. Например, в Европе после войны для быстрого поднятия промышленности по плану Маршалла на несколько лет резко снизили налоги для предпринимателей. На мой взгляд, сейчас, в период высоких цен на нефть, нечто подобное можно осуществить и в России. Мне непонятен подход государства – или оно стремится к развитию малого бизнеса, или стремится вытянуть с него побольше денег. Одновременно решить эти задачи не получится.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Фи ...
- Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Фи ...
- Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Фи ...
- Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Фи ...
- Президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Челябинской области Игорь Фи ...