ФАС России потребовала от восьми нефтяных компаний снизить цены на бензин

УрБК, Москва, 01.07.2011. ФАС России направила в адрес восьми нефтяных компаний – ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть» — письма-предупреждения о приведении цен внутреннего рынка в соответствии с рыночной конъюнктурой.

«В результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок вывозных пошлин цены внутреннего рынка должны были снизиться до экономически эффективного уровня в соответствии с принципом равноэффективности поставок на внутренний и внешний рынки», — говорится в сообщении антимонопольного органа.

Ранее в начале мая текущего года ФАС России уже направляла письмо в нефтяные компании о принятии мер по снижению цен на нефтепродукты.

Большинство нефтяных компаний сослались на временной лаг между снижением net-back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (порядка 2-3 недель).

В тоже время в периоде май – июнь 2011 года наблюдается устойчивая премиальность внутреннего рынка по отношению к мировым ценам. В настоящее время премия внутреннего рынка по дизельному топливу достигает от 1500 до 3000 руб./т, а по бензину от 4000 до 6000 руб./т.

В июне текущего года по отношению к началу мая мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12 и 17% (соответственно), а расчетный net back на 17 и 22% (соответственно). При этом на внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2-3% (на АИ-95 произошел даже рост на 3%), а цены мелкооптового и розничного сегментов находятся в растущем тренде.

«Таким образом, ни понижательная тенденция мировой конъюнктуры, ни принятие мер защиты внутреннего рынка — установление повышенных ставок таможенных пошлин, существенно не повлияли на динамику цен внутреннего рынка», — констатирует ФАС России.

В антимонопольном органе отмечают, что если в июне 2010 года в розничной цене вклад стоимости бензина на НПЗ составлял 75 - 80%, от последующей реализации на нефтебазах 5 — 7%, а розничная маржа — 13 - 16%, то в аналогичном периоде 2011 года соотношение изменилось: доля НПЗ увеличилась до 82-83%, мелкооптового сегмента до 9%, а розничная маржа уменьшилась до 7- 8%.

Соответственно, уровень потребительских цен на топливо обусловлен необоснованным уровнем и динамикой цен в крупнооптовом и мелкооптовом звене. При этом нарушаются права и законные интересы независимых АЗС и потребителей топлива.

ФАС России считает необходимым, чтобы нефтяные компании обеспечили снижение оптовых цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.

В случае необеспечения условий приведения цен в соответствии с рыночной ситуацией ФАС России может возбудить новые антимонопольные дела.

Другие материалы по теме: