Минэкономразвития предложило тарифное меню на любой вкус

Минэкономразвития РФ окончательно запутало промышленников и монополистов относительно их производственного будущего, внеся в правительство сразу два кардинально противоположных варианта роста тарифов и цен на услуги монополий в 2012-2014 годах. При этом министерство скорректировало и действующий прогноз.

Противоречивые сигналы

Обычная практика обсуждения тарифных решений ограничивается двумя вариантами: базовым «меню» и поправками к нему. Но в этом году премьер-министр Владимир Путин в конце апреля поручил Минэкономразвития рассчитать, что будет с экономикой, если темпы повышения тарифов для промышленности взять и привязать к инфляции. Сейчас тарифы и цены (особенно на газ) растут существенно быстрее инфляции.

Авторство идеи привязки тарифов к инфляции в кулуарной беседе с журналистами взял на себя один высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. «Монополии должны понимать, что они живут в другие времена, настали другие правила игры, я вообще предлагал ноль», — говорил чиновник. При этом источник в бизнес-кругах, участвующий в обсуждении тарифных решений, конкретизировал подоплеку этой инициативы. По его словам, уменьшение тарифов позволит сформировать благоприятный предвыборный фон: падение нагрузки на промышленность, снижение инфляции.

У РЖД, «Газпрома» и энергокомпаний после заявления В. Путина в конце апреля было полтора месяца на то, чтобы донести свой взгляд на намеченный курс до правительства. В итоге в начале июня премьер дал второй сигнал, заявив, что у него «рука не поднимается» ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции. «До сих пор у меня рука не поднялась, чтобы подписать постановление: ограничить рост тарифов так называемых естественных монополий — РЖД, по газу, по электричеству — только ростом инфляции», — сказал В. Путин.

В обстановке таких противоречивых сигналов Минэкономразвития и разработало тарифное приложение из трех частей. В итоге на данный момент есть три варианта прогноза роста тарифов на 2012-2014 годы. Первый, который считается базовым, был утвержден правительством в апреле. Второй, альтернативный, по поручению премьера считается в привязке к инфляции. Третий — симбиоз первого и второго. Именно третий вариант, по словам замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, министерство предлагает возвести в ранг базового для оценки бюджета.

Сделать базовым

В этом сценарии победу одерживают РЖД и «Газпром», и практически в нокауте оказываются сетевые компании. Так, Минэкономразвития предлагает не менять темпы роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В 2012 году тариф предлагается повысить на 7,4%, в 2013 году — на 6,4%, в 2014 году — на 5-5,5%. «С учетом мер по приватизации и оптимизации расходов, это позволяет РЖД обеспечить стабильное финансирование инвестиционной программы», — заявил А. Клепач. При этом у Минэкономразвития еще есть козыри для переговоров с монополией: так, министерство не поддерживает размер запрошенной РЖД субсидии на 2012 год — 60 млрд. руб. РЖД хотят получить компенсацию за недостаточный рост тарифов для реализации инвестиционных планов. «В рамках бюджетного цикла вопрос о размере субсидий сейчас уточняется», — заявил А. Клепач.

Цену на газ для промышленности в данном сценарии предлагается индексировать 2 раза: начиная с 2012 года на 5% с 1 января и на 9,5% с 1 апреля. По расчетам министерства, в этом случае среднегодовой рост цен в 2012 году замедлится с 15% до 12,5%, в 2013 и 2014 году этот эффект исчезает, и увеличение цен составит запланированные 15%.

Наибольшей корректировке подверглись энергетические тарифы. Так, предлагается существенно снизить усредненный тариф на транспортировку электроэнергии для ФСК, МРСК и территориальных сетевых компаний. Темпы роста в 2012 году могут составить 4-6% (ранее предполагалось 14-15%), в 2013 году — 4-6,5% (ранее - 17-18%), в 2014 году — 4-6,5% (16-17%).

В этих условиях рост цен для конечного потребителя (оптовый рынок и сетевая составляющая) удастся ограничить в 2012 году до 10-11% (планировалось 12-14%), в 2013 году — 7-10% (11-14%), в 2014 году — 9-11% (13-15%).

Риски этого сценария связаны с корректировкой вниз инвестиционных программ сетевых компаний. «Мы рассчитываем, что ФСК и МРСК этот эффект удастся частично компенсировать за счет увеличения кредитного плеча», — заявил А. Клепач. Он также призвал компании повышать эффективность, в том числе в соответствии с теми планами, которые обозначены в их инновационных планах развития. «Мы надеемся, что те эффекты, которые связаны с развитием мощностей сетевого хозяйства, не пострадают от такого рода решений за счет более четкого отбора проектов», — сказал замминистра.

Предлагается также установить двухступенчатую систему повышения тарифов на электроэнергию для населения. Во всех остальных вариантах население в части тарифных решений не трогали. Так, с 1 января 2012 года тариф может вырасти на 5%, а с 1 апреля — еще на 6,5% (по году, как и планировалось — 10%), с января 2013 года — на 4%, с апреля — на 5,5% (по году 10%), с января 2014 года — на 5%, с апреля — на 7% (по году 12%).

В рамках этого сценария предлагается также перейти на двухступенчатую систему повышения тарифов на тепловую энергию: в 2012 году увеличение с 1 января на 8% и 1 апреля на 3%. Таким образом, рост в 2012 году составит 10,4% (ранее 10-12%). С 1 января 2013 года тариф увеличится на 7%, с 1 апреля — на 3%, что даст рост в 10% (ранее 10-11%). В 2014 году: с 1 января на 6%, с 1 апреля на 3%, что даст рост в 9% (ранее 9-10%).

Экстремально-альтернативный сценарий

Альтернативный, или, как его еще называют в министерствах, «экстремальный» сценарий рассчитан в привязке к инфляции. По этому сценарию цена на газ для промышленности и цена на грузовые перевозки в 2012 году вырастет на 6%, в 2013 — на 5,5%, в 2013 — на 5%. Тарифы для сетевых компаний в электроэнергетике предлагается взять из озвученного выше сценария (2012 год — 4-6%, 2013 год — 4-6,5%, 2014 год — 4-6,5%). При этом рост конечных цен для промышленности прогнозируется в 2012 году на уровне 7-9%, в 2013 году — 5-8%, в 2014 году — 6,6-8%.

Тепловая энергия в 2012 году может подорожать на 8-10%, в 2013 году — на 8-9%, в 2014 году — на 7-8%.

А. Клепач отметил, что в случае принятия этого сценария уровень инфляции может быть ниже запланированного ранее параметра на 0,3 процентного пункта в год. Соответственно, инфляция в 2012 году может составить 4,7-5,7%, в 2013 — 4,2-5,2%, в 2014 снизится до 3,7-4,7%.

«Данный сценарий приведет к существенной корректировке инвестиционных программ как в сетевом хозяйстве, так и возможные риски для РЖД и «Газпрома», — отметил замминистра.

По его словам, в этом сценарии для «Газпрома» существенно сдвигаются сроки перехода на безубыточные поставки газа на внутренний рынок, нарушаются пропорции межтопливной конкуренции. «Это изменение всей системы приоритетов регулирования газовой отрасли», — подчеркнул замминистра. «В части РЖД это также существенное ухудшение финансирования инвестиционной программы», — считает А. Клепач.

Все по-старому

Если правительству не понравится «экстремальный» вариант, снижающий темпы роста тарифов для всех монополий, или «умеренный» вариант, снижающий тарифы только в электроэнергетике, у Минэкономразвития РФ есть третий вариант. Он не предполагает никаких кардинальных изменений. Все идет в соответствии с принятым в апреле сценарием. По словам замминистра, в данном варианте предлагается лишь скорректировать прогнозы в части энергетических тарифов. Так, прогноз роста конечной цены для всех категорий промышленных потребителей на 2011 год предлагается поднять с 13-14% до 14-15%. В 2012 году рост может составить 12-14% (было 11-13%), в 2013 — 11-14% (было 10-12%), в 2014 году — 13-15% (было 9-9,5%).

Реальна ли угроза девальвации в 2012 году?

Очень скоро Банк России неизбежно столкнется с альтернативой — сокращать резервы или девальвировать рубль. Президенту России и его команде в 2012 году сразу после инаугурации предстоит решать ключевой вопрос — как преподнести населению неизбежную девальвацию рубля, вызванную падением сальдо текущих операций, полагают эксперты Центра развития.

Как отмечает автор комментария Сергей Пухов, главной негативной тенденцией, которая в состоянии повлиять на устойчивость платежного баланса России уже в краткосрочной перспективе (на горизонте одного года), является устойчивый интенсивный рост импорта. Во втором квартале стоимость импорта превысила докризисный уровень и составила $83 млрд., говорится в обзоре, подготовленном специалистами Центра развития и Высшей школы экономики. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт вырос на 43% — такого Россия еще не видела, подчеркивают эксперты.

«Мы считаем, что стоимость импорта в ближайшие месяцы будет расти столь же высокими темпами. Очищенный от сезонности и случайных колебаний импорт с начала года ежемесячно прибавляет в среднем 3-4% (43-60% годовых). Если прошлогодний рост импорта можно было бы списать на отложенный в условиях экономического кризиса спрос и на низкую базу 2009 года, то сейчас основной причиной роста, вероятнее всего, является ожившее банковское кредитование и поведение населения (которое поняло, что ставки по депозитам сильно отстают от инфляции, и выбирает теперь иномарки и товары длительного пользования). По нашим оценкам, в текущем году импорт может достичь $345-350 млрд. (рост на 39-41%), что вновь заставляет нас задуматься об устойчивости платежного баланса», — отмечают авторы исследования.

В то же время при слабом мировом спросе и низкой инфляции объемы экспорта товаров вряд ли превысят среднегодовые темпы роста, которые составляли 5% в докризисный период 2005-2007 годов. При условии, что цена барреля нефти на мировом рынке до конца года сохранится на уровне II квартала (около $110 в среднем за год) и снизится до $105 в среднем в 2012 году, годовая стоимость экспорта в 2011-2012 годах составит примерно $530 млрд.

Также эксперты отмечают некоторые тенденции в динамике отрицательного неторгового сальдо (услуги, доходы, оплата труда и текущие трансферты). Во II квартале неторговый дефицит счета текущих операций вырос до $27 млрд., или на 30% год к году. «Устойчивый рост дефицита наблюдается по всем позициям. В услугах — из-за опережающего роста импорта, в текущих трансфертах и оплате труда — за счет роста зарплаты и численности мигрантов, в инвестиционных доходах — из-за устойчивого роста дивидендных и процентных выплат нерезидентам на фоне высоких цен на нефть и роста прибыльности российских предприятий. Мы не исключаем, что по итогам года отрицательное неторговое сальдо составит около $100 млрд ($80 млрд в 2010 году)», — говорится в обзоре.

При этом эксперты готовы предположить, что темпы роста неторгового дефицита в следующем году сократятся вдвое на фоне повышения процентных ставок за рубежом и увеличения международных резервов Банка России.

«Теперь предположим, что стоимость импорта со следующего года растет темпами 30% год к году, что соответствует периоду 2005-2008 годов. В этом случае сальдо счета текущих операций уже во II квартале 2012 года снижается до уровня менее 1% ВВП, после чего Банк России, как показала практика, может пойти на плановую/управляемую/ограниченную девальвацию рубля. В противном случае Банку России нужно будет пойти на снижение своих резервов, от чего не может спасти ни стабилизация неторгового сальдо, ни переход нефтяных цен на уровень $115 за баррель. Получается, что новому президенту и его команде сразу после инаугурации предстоит решать ключевой вопрос — как преподнести населению неизбежную девальвацию рубля», — отмечает С. Пухов.

Усугубляет ситуацию, по мнению экспертов, другая негативная тенденция в платежном балансе — устойчивый отток капитала из страны на протяжении четырех кварталов подряд. Во II квартале 2011 года чистый отток составил $10 млрд., хотя еще год назад в этот же период частный сектор был чистым импортером капитала.

Основной канал вывоза капитала — реальный сектор ($9 млрд. во II квартале). Предприятия наращивают главным образом прямые и портфельные инвестиции в зарубежные активы, и уже не только за счет экспортной выручки, но и за счет опосредованного внешнего кредитования со стороны российских банков. Банковский сектор второй квартал подряд постепенно сокращает свою отрицательную чистую международную инвестиционную позицию (превышение валютных пассивов над валютными активами), которая, по оценкам специалистов, на начало июля составила «минус» $24 млрд. (до кризиса 2008 года она достигала «минус» $130 млрд.).

Если профицит счета текущих операций по итогам текущего года составит около $80 млрд., часть которых (порядка 40%) скупит Банк России, то чистый отток капитала может увеличиться до $50 млрд. против $34 млрд. в 2010 году. «В будущем году отток, скорее, немного сократится — мы все-таки надеемся, что политические риски существенно снизятся. К тому же ресурсов для вывода капитала станет меньше — профицит счета текущих операций будет минимальным. Но вопрос — сокращать резервы или девальвировать рубль — неизбежно очень скоро встанет перед Банком России», — резюмируют авторы обзора.

Материал подготовлен специалистами НАУФОР

Другие материалы по теме: