НАУФОР: Как найти настоящих инсайдеров и не утонуть в бумажном море

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приняла и опубликовала все ключевые нормативные акты, необходимые для полноценного функционирования вступившего в силу в январе закона об инсайде. Участники рынка не раз критиковали службу за то, что она принимала эти документы с промедлением, и предупреждали, что не успеют подготовиться к вступлению их в силу. Новый глава ФСФР Дмитрий Панкин принял решение дать компаниям полгода на то, чтобы привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона.

Эмитенты, профучастники и биржи готовятся к применению закона, при этом они сталкиваются с несовершенством и нечеткостью некоторых норм и ждут разъяснений от регулятора. Если ситуация с манипулированием более или менее понятна, то по инсайду есть множество вопросов, ответы на которые пытаются дать профучастники и ФСФР.


Нормативные акты приняты, разъяснения даны

В июле вступили в силу приказы ФСФР, в которых описаны требования к перечню информации, относящейся к инсайдерской, а также вносятся изменения в порядок направления уведомлений об операциях лицами, включенными в список инсайдеров, и в порядок передачи списков биржам. Кроме того, в начале августа ФСФР опубликовала информационное письмо, в котором разъяснила некоторые вопросы.

Эти документы, во-первых, дают понимание того, какая информация относится к инсайдерской, а во-вторых, разъясняют вопросы, связанные с работой со списками инсайдеров — уведомлением лиц, попадающих в списки, направлением на биржу списков, а также с последующим представлением этими лицами информации об их операциях.

ФСФР дала ответ на вопрос, кого включать в список инсайдеров, если у компании пока нет перечня инсайдерской информации — тех, кто является инсайдерами в соответствии с пунктами 7, 11, 12 статьи 4 закона об инсайде (члены совета директоров, правление, единоличный исполнительный орган, а также рейтинговые и информационные агентства, с которыми заключен договор). Сейчас участники рынка составляют свои списки инсайдеров. Большинство из них сделали это до 1 августа. Этим можно заниматься до конца года.

Перечень инсайдерской информации компании также могут утверждать до конца года. После его составления им необходимо будет включать в перечень тех, кто является инсайдером в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 4 закона об инсайде — это сотрудники компании, имеющие доступ к этой информации, а также лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании договорных отношений, например, аудиторы и оценщики.

В информационном письме ФСФР разъяснила, что делать тем компаниям, которые не обязаны утверждать перечень инсайдерской информации, — это аудиторы, оценщики, консультанты, а также участники рынка, которые не совершают операции в интересах клиентов и не являются управляющими компаниями, но имеют доступ к инсайдерской информации других лиц. ФСФР пояснила, что в свои списки инсайдеров эти компании должны включать тех лиц, в отношении которых пришло уведомление о том, что они включены в список инсайдеров клиентов этих компаний. Например, если аудитору пришло уведомление от компании-клиента о включении аудитора в список инсайдеров, то аудитор включает своих сотрудников, имеющих доступ к инсайдерской информации компании-клиента, в свой список.

Кого включать в список инсайдеров и куда его направлять

Несмотря на то, что эти документы дали ответы на многие вопросы, трудности все же остались. Начальник правового управления НАУФОР Тамара Манукова указывает на неясность механизма отправки информации, в частности, списков инсайдеров на биржи. Непонятно, на какую биржу отправлять информацию — на все или только на те, где торгуется конкретный инструмент. По ее словам, РТС и ММВБ хотят сделать «единое окно», когда вся информация присылалась бы бирже РТС, а та рассылала бы остальным площадкам.

По словам директора департамента по взаимодействию с органами власти и профорганизациями биржи РТС Андрея Салащенко, в законе прописано, что участник рынка должен передавать список инсайдеров организатору торговли, через которого совершаются операции с инструментом. Но не уточнено, на какую биржу нужно отправлять информацию. Он полагает, что многие будут действовать исходя из того, что информацию нужно представлять всем биржам и организаторам торговли, а их сейчас 27.

В принципе, ФСФР предусмотрела возможность, чтобы компания передавала список на одну биржу, а та рассылала остальным. «Сейчас с ММВБ и другими биржами находимся в процессе обсуждения того, как это реализовать. У нас технически все готовы, мы скоро откроем тестирование этого «единого окна». Реально, я думаю, мы будем готовы предоставлять эту услугу в сентябре-октябре. Но пока нет ответа на вопрос, какой будет правовая модель, потому что это услуга, и она должна быть платной», — говорит А.Салащенко.

Второй важный вопрос — невозможность отказаться от неправомерного включения в список инсайдеров. А. Салащенко отмечает, что многие компании будут включать в свой список инсайдеров лиц из соображения «на всякий случай», даже если эти люди не имеют доступа к инсайдерской информации компании. Эксперт РТС опасается, что включать в список будут не только из опасения ответственности за невключение, но и по причине недобросовестной конкуренции.

«Например, эмитент, являющийся одновременно брокером, допустим, крупный банк, хочет получать информацию от других брокеров об операциях с его бумагами. Самое простое — это включить этих брокеров в список инсайдеров, и они будут обязаны предоставлять информацию. Это может быть информация, которая нужна, а можно просто заставить конкурента слать тебе тонны бумаги или мегабайты информации просто так, без какой-либо определенной цели», — говорит А. Салащенко.

По словам заместителя гендиректора по внутреннему контролю «БКС» Татьяны Хмелевской, компания уже столкнулась с неправомерным включением в список инсайдеров. Банк, который имеет брокерский счет в компании, включил ее в список инсайдеров, хотя этот счет долгое время не работает и «БКС» не обладает никакой инсайдерской информацией о банке.

Нужно четко прописать, что делать, если кого-то неправомерно включили в список инсайдеров. ФСФР предлагала механизм исключения через направление уведомления в ее адрес, но пока служба напишет предписание об исключении из списка, может пройти много времени. И потом, это будет фантастический документооборот — а это дополнительная нагрузка на ФСФР, предупреждает А.Салащенко.

«Можно идти не только по пути обжалования, а еще и по пути снижения объема пересылаемой информации об операциях. Если бы не возникало обязанности уведомлять о совершаемых с бумагами операциях ФСФР и эмитента, то многим было бы все равно — включен он в список инсайдеров или нет. Может быть, стоит подумать о том, что делать с этой обязанностью уведомлять, уточнить случаи, в которых это необходимо делать», — предлагает эксперт РТС.

У информационных агентств, уполномоченных на раскрытие информации, также есть вопросы по списку инсайдеров. Директор службы по мониторингу законодательства и стратегическим проектам ЗАО «Интерфакс» Оксана Коваленко говорит, что часть эмитентов, которые раскрываются через агентство, трактуют требования закона об инсайде таким образом, что физические лица, которые в «Интерфаксе» имеют доступ к инсайдерской информации на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, должны включаться непосредственно в список инсайдеров указанных эмитентов (а не только самого «Интерфакса»).

«Если это толкование признать верным, то это будет означать на практике, что наши сотрудники будут включены в несколько тысяч списков эмитентов (которые раскрываются через нас и торгуются на биржах), каждый из этих физических лиц получит соответственно несколько тысяч уведомлений о включении в списки, и после совершения операции с какой-либо ценной бумагой сотрудник должен будет уведомить не только ФСФР, но и эмитентов», — пояснила О. Коваленко.

Более того, на биржи будет несколько тысяч раз продублирована информация о сотрудниках агентства как инсайдерах (сначала список с их данными на биржу подаст агентство, а потом еще и каждый эмитент предоставит те же самые сведения). «Это нонсенс, но, к сожалению, норма закона позволяет подобное прочтение, в связи с чем мы считаем очень важным получить разъяснения ФСФР по этому вопросу», — отмечает О.Коваленко.

Вопросы по инсайдерской информации

Еще одна проблема — это неясность с тем, о каких операциях вообще нужно уведомлять ФСФР и эмитента. А. Салащенко приводит пример: брокер совершает операцию с бумагами эмитента, который включил брокера в список инсайдеров, операция в интересах клиента, получается, что брокер должен предоставить эмитенту сведения о клиентских операциях. Притом что этот клиент, возможно, никогда не был связан с эмитентом.

ФСФР понимает, что здесь нужно работать, смысл закона в том, чтобы заставить уведомлять об операциях, которые потенциально могли быть совершены с использованием инсайдерской информации, отмечает представитель биржи. Этот же вопрос имеет оборотную сторону — гражданин, включенный в список инсайдеров эмитента и действительно являющийся инсайдером на практике, совершает операции через брокера. Формально по закону человек не должен уведомлять о своих операциях эмитента — их совершал не он, а брокер, хоть и в его интересах.

«Нужно вносить поправки в закон и разъяснять, что брокеры не должны отправлять информацию о сделках клиентов, это должны делать сами клиенты, являющиеся инсайдерами, иначе мы организуем дополнительный бессмысленный поток информации. Он никому не нужен, и главное — это проблема безопасности, никто не хочет, чтобы его сделки даже без указания сторон видели посторонние», — считает А. Салащенко.

О проблеме выявления инсайдерской торговли у профучастика говорит и Т. Хмелевская из «БКС». «Для нас инсайдерская информация — это поручения клиентов. Получается, что если мы включаем нашего сотрудника в список инсайдеров, то мы должны направлять информацию обо всех сделках по его собственному счету на биржу. Зачем по всем сделкам? Можно установить критерии существенности, к примеру, 100 млн. руб., критерии того, что была использована инсайдерская информация. ФСФР нам пока пояснить не может. Мы договорились, что у себя в правилах мы определим эти критерии существенности и будем придерживаться их. ФСФР согласилась, сказала, что мы все делаем правильно», — отметила Т.Хмелевская.

На старт, внимание, марш!

ФСФР установила переходный период, то есть закон и нормативные акты работают, но в тестовом режиме — сейчас могут быть только ошибки, а не нарушения, говорит юрист ИК «Ренессанс Капитал» Тимур Ниазбаев. «Это не означает, что можно расслабиться, а нужно путем проб и ошибок сделать наиболее эффективную систему», — считает он.

«Мы, конечно, сомневались в том, что успеем провести все мероприятия в установленные законом сроки, создать все процессы, которые нужны, чтобы отслеживать инсайдерскую информацию, и рапортовать ее как регулятору, так и коллегам — инсайдерам. На наш взгляд, ФСФР пошла по логичному, правильному пути, выпустив информационное письмо, в котором попыталась объяснить, как до принятия всех нормативных актов пользоваться законом», — говорит зампред правления Сбербанка Белла Златкис.

По ее словам, Сбербанк сумел осуществить все необходимые действия до 1 августа, в частности, составив перечень инсайдерской информации. «Разрабатывая этот список, мы шли по максимуму, то есть полностью удовлетворили требования закона. Кроме того, мы утвердили предварительный список инсайдеров», — сказала Б. Златкис, отметив, что для формирования окончательного списка время еще есть. Банк также отправил на биржи и в ФСРФ первые отчеты об осуществлении сделок инсайдерами, опробовал информационные системы, созданные внутри банка и за его пределами. Сейчас подписываются соглашения с биржами, чтобы эти системы полностью автоматизировать. На сайте Сбербанка был создан соответствующий раздел.

Т. Ниазбаев говорит, что «Ренессанс Капитал» также готов к действию закона, но всегда есть необходимость что-то «докрутить», доделать. Компания отправила первые списки инсайдеров на биржу, продумала внутренние процедуры, по которым будет строить барьеры для ограничения движения потенциально инсайдерской информации внутри компании — «Ренессанс» является не только брокером, но и финансовым консультантом, следовательно, к нему поступает инсайдерская информация от эмитентов.

Какими бы сложностями ни сопровождалось внедрение норм закона об инсайде в жизнь эмитентов, профучастников, бирж и государственных органов, этот путь необходимо пройти, поскольку если Россия приняла закон о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами, то он должен быть действующим.

Материал подготовлен специалистами НАУФОР

Другие материалы по теме: