Итоги года: цена аграрных рекордов

После страшной засухи 2010 года, когда палящее солнце погубило в РФ посевы сельхозкультур на трети площадей и заставило государство серьезно раскошелиться на помощь пострадавшим (46 млрд. рублей из федерального и региональных бюджетов), оставалось надеяться на то, что в 2011 году аномалия не повторится. Что, собственно, и произошло.

Но в этом году отрасли пришлось не только решать текущие задачи, но и латать «дыры» прошлого года. И, как оказалось, небезуспешно. После того, как прояснились параметры будущего урожая, а российское зерно вновь хлынуло на мировой рынок, Минсельхоз начал подсчитывать рекорды. Рекордные урожаи сахарной свеклы — более 45 млн. т, сои — 1,5 млн. т, рапса — 1,1 млн. т, подсолнечника — 8 млн. т. В сентябре рекорд по экспорту зерна — 3,8 млн. т. Кукуруза до рекорда не дотянула, но урожай все равно высокий — 6 млн. т. Зерна, по предварительным оценкам, собрано в чистом виде 92 млн. т против 60,9 млн. т в 2010 году.


Все решают деньги. Или погода?

В этом году погода не преподнесла сюрпризов и в сочетании с новой порцией государственной поддержки позволила аграрному комплексу преодолеть последствия аномальной жары прошлого года.

В 2011 году строка расходов государства на АПК выглядит солидно. Так, только на поддержку растениеводства было направлено почти 45 млрд. рублей. Большая часть из них — 29,7 млрд. рублей — предназначена для субсидирования кредитных ставок. Прямая поддержка несколько скромнее — 8,9 млрд. рублей, в том числе 5,5 млрд. рублей — на минеральные удобрения, около 2 млрд. рублей — на элитное семеноводство, 770 млн. рублей — на закладку многолетних насаждений. «Персональная» поддержка производителей рапса (на покупку средств химической защиты) составила 252 млн. рублей, льноводов — 250 млн. рублей.

Этот реестр также следует дополнить тем, что цены на горючее для АПК были снижены на 30%. Это позволило отрасли сэкономить 17 млрд. рублей. Кроме того, дополнительно на компенсацию затрат на минудобрения и семена было выделено 2 млрд. рублей.

В результате растениеводство полностью восстановилось после засухи, заявил статс-секретарь, замминистра сельского хозяйства Александр Петриков на Всероссийском агрономическом совещании.

В тоже время аналитик компании «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева считает, что определяющую роль в сельском хозяйстве играет погодный фактор. «Благоприятные погодные условия текущего года позволили России показать рекордные урожаи», — отметила она.

«Механизм господдержки в аграрном секторе в настоящее время оправдан тем, что позволяет хозяйствам удержаться на плаву в форс-мажорные годы, хотя конкретная реализация такой поддержки и ее эффективность — вопрос неоднозначный», — заявила она. При этом сами сельхозорганизации еще недостаточно используют механизм хеджирования рисков значительных ценовых колебаний на свою продукцию. Хотя в этом кроется значительный потенциал для смягчения последствий аномальных явления собственными силами, считает Н. Колупаева.

Руководитель дирекции агробизнеса компании «Базовый Элемент» Андрей Олейник также считает, что решающим фактором рекордных урожаев, кроме усилий и самоотдачи крестьян, стали, конечно же, хорошие погодные условия.

Аналитик компании «Инвесткафе» Антон Сафонов согласен с тем, что в этом году именно погодный фактор, а не поддержка государства стал составляющей аграрных рекордов. «Дело в том, что поступление финансовой помощи было очень медленным, а до некоторых хозяйств средства так и не дошли», — пояснил он. А.Сафонов считает, что последствия засухи преодолены в части объема урожая, но сами сельхозпроизводители еще не до конца оправились после понесенных потерь.

Положите зерно в ломбард

В уходящем году сделан серьезный шаг в регулировании зернового рынка: наконец-то началось введение механизма обратного выкупа зерна, на необходимости которого Зерновой союз настаивал несколько лет. Теперь государство закупает зерно в интервенционный фонд у его производителей не навсегда. На рынке появилось такое понятие, как «зерновой ломбард».

Его правила просты и, как считают практически все эксперты, очень выгодны продавцам зерна. Если продавец увидит, что цена на рынке повысилась, он может выкупить уже проданное зерно у государства и реализовать его на рынке, но уже с большей выгодой. Право на обратный выкуп с выплатой затрат на хранение и других предусмотренных законом платежей у него будет с января по май 2012 года. Причем выкуп будет проводиться без биржевых торгов. По оценке Минсельхоза, наценка может составить 10-15%. Если же продавец за этот срок не заявит о своих правах на зерно, то оно останется в интервенционном фонде.

А.Сафонов из назвал новые правила интервенций «очень важным механизмом», который расширит возможности производителей, станет своеобразной страховкой. Однако необходимо отладить этот механизм так, чтобы производитель мог выкупить свое зерно без сложностей, изменить законодательство таким образом, чтобы было проще регулировать отношения между государством и производителем, считает аналитик.

«Чтобы механизм «зернового ломбарда» работал на постоянной основе, нужна стабильная законодательная база», — соглашается член комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина. По ее словам, это нововведение не является исключительно российским изобретением. «Подобная практика действует в США и, кстати, весьма успешно», — сказала она.

Прогнозируя объем возможного выкупа зерна с января по май 2012 года, Н. Школкина заявила, что этот показатель будет зависеть от конъюнктуры и потребностей внутреннего рынка. «Но большого выкупа ждать не стоит, так как сельхозпроизводители, сдающие зерно в «ломбард», как правило, остро нуждаются в средствах. Полученные от проданного государству зерна средства они оперативно направляют на текущие расходы», — отметила она.

Оценивая новый механизм, министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявила, что он эффективен и поддерживает производителей зерна. Закупки проводятся в Оренбургской области, а также в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов. В этом году там получен высокий урожай зерна, но из-за удаленности от экспортных рынков большая часть его осталась нереализованным, что привело к резкому падению цен. Чтобы поднять цены, государство начало скупать излишки.

Госхлебинспекция: быть или не быть?

В этом году на рынке зерна произошло два события, которые напрямую касались его качества. С одной стороны, федеральное учреждение «Центр оценки качества зерна» (при Россельхознадзоре), которому частично перешли полномочия упраздненной в 2004 году Госхлебинспекции (ГХИ), лишился полномочий по выдаче сертификатов на экспортируемое зерно. Это означает, что государство полностью ушло из сферы оценки качества зерна. На внутреннем рынке его контрольные функции прекратились еще в 2004 году. Но, с другой стороны, появился призрак Госхлебинспекции, возможности ее возрождения.

На июльском совещании по ситуации на зерновом рынке, которое вел президент Дмитрий Медведев, один из его участников предложил возродить Госхлебинспекцию. На что глава государства заявил, что «если нужно, можно и возродить», и предложил подумать над этим вопросом.

Копья противников и сторонников контролирующих функций государства скрестились вновь, как это было в период ликвидации ГХИ, поскольку, как заявила Н. Школкина, контроль за качеством зерна — один из острых и неоднозначных вопросов.

Государству нельзя отказываться от контроля, убежден директор Центра оценки качества зерна Александр Хатунцов. «Уже сейчас отчетливо видны тенденции дальнейшего резкого снижения качества российского зерна и его производных — муки, крупы, хлеба и комбикормов», — предупреждает он. Как считает глава центра, при пассивном подходе государства к состоянию зернового хозяйства его развитие не просто тормозится, но во многих отношениях наблюдается и явная деградация. В частности, из-за того, что выводятся из оборота знаменитые ранее сорта сильной и ценной пшеницы, высококачественного зерна в России производится с каждым годом все меньше и меньше.

Как считает А. Хатунцов, восстановление государственных функций, которые ранее выполняла Госхлебинспекция, является настоятельным требованием времени. Это не потребует больших материальных затрат, отметил он, сообщив, что центр располагает сетью оснащенных испытательных лабораторий и квалифицированными кадрами. В настоящее время Россельхознадзор имеет 37 лабораторий.

За воссоздание ГХИ высказывается и президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. «Госхлебинспекция нужна. Нам необходимо поддерживать имидж российского зерна, он должен подразумевать и олицетворять качественное зерно. Это возможно лишь в условиях государственного контроля», — считает он.

По его мнению, необходим государственный орган с объемом функций, эквивалентным объемам функций ГХИ. Это, прежде всего, анализ и контроль качества и количества зерна на рынке. «Всем участникам рынка очень важно получать достоверную информацию об ассортименте собранного зерна, его качестве», — заявил П. Скурихин.

По мнению А. Сафонова из «Инвесткафе», возрождение или создание нового контролирующего органа необходимо, поскольку российская пшеница, даже экспортная, хуже по качеству, чем, например, европейские аналоги.

Аналитик считает, что усиление контроля будет стимулом для введения современных технологий и высокоэффективной техники. В конечном счете, это положительно повлияет на качество. «Но это возможно только с поддержкой государства, так как сами хозяйства вряд ли смогут позволить себе такую модернизацию», — заявил он.

Как считает Н. Школкина, причиной того, что государство пока не может себе позволить устраниться от контролирующих функций на рынке зерна, является низкая правовая культура бизнеса. «Во многих западных странах стандарты для предпринимателей носят рекомендательный характер, однако это не означает, что их можно игнорировать. У нас же при пока еще невысоком уровне правовой культуры и неразвитости институтов гражданского общества принцип добровольности в отношении стандартов приводит к тому, что недобросовестные бизнесмены их попросту игнорируют», — отмечает она.

По ее мнению, путь от тотального контроля к добровольности должен быть эволюционным, ни в коем случае не создающим технических и административных барьеров для предпринимателей.

А. Олейник из агродирекции «БазЭла» занимает противоположную позицию: Госхлебинспекцию возрождать не стоит. «Контроль качества зерна должен идти со стороны покупателя, в этом вопросе должно работать саморегулирование рынка», — отметил он.

Необходимость того, что государство и бизнес должны иметь точные данные о количестве и качестве собранного зерна, не отрицает и один из активных противников возрождения ГХИ А. Злочевский. «Но эти данные надо получать в ходе мониторинга государства за рынком зерна, а не в результате его тотального контроля», — считает он. «Контроль подразумевает обязанность производителя идти в лабораторию, сдавать образцы зерна и платить деньги за сертификат, при мониторинге же отбор проб идет избирательно, их исследования проводятся за государственный счет», — пояснил А. Злочевский.

ВТО: по новым правилам

В 2012 году, вернее, начиная со второй его половины, аграрному комплексу России придется жить в новых условиях, которые будет диктовать Всемирная торговая организация (ВТО). После того, как были обнародованы условия, на которых Россия согласилась присоединиться к мировому торговому сообществу, многие эксперты начали считать возможные раны от либерализации внешней торговли агропродовольственной продукцией.

Так, Национальный союз свиноводов подсчитал, что обнуление пошлин на импорт свинины в рамках квоты, которое начнет действовать при вступлении России в ВТО (в настоящее время ставка составляет 15%), обернется для свиноводства потерей почти 20 млрд. рублей. Еще одним тревожным сигналом для отрасли в Союзе называют возврат к 5%-ной пошлине (в настоящее время — 40%) на ввоз живых свиней.

В Зерновом союзе утверждают, что производители могут потерять рынок кормов для производства говядины, в этом случае ущерб для них будет оцениваться в 12 млрд. рублей ежегодно. А закупка минудобрений по мировым ценам с 1 января 2013 года приведет к потерям 21 млрд. рублей.

Но не все так пессимистично. Эксперты признают необходимость вступления в ВТО и рассматривают этот процесс как драйвер дальнейшего развития отрасли, повышения ее конкурентоспособности, расширения перспектив российской агропродовольственной продукции на мировых рынках.

Как считает А.Олейник, вступление России в ВТО создаст определенные трудности и проблемы. «Основной удар примет на себя малый агробизнес. Но в тоже время вступление даст стимул для развития и улучшения инфраструктуры, технологий, качества. Вопрос в том, будет ли России способна сделать это достаточно быстро», — говорит он.

По мнению А.Сафонова, резкое снижение импортных пошлин на мясо может отрицательно повлиять на такие компании, как группа «Черкизово» или «Останкинский мясоперерабатывающий завод». «Но то, что их производство достаточно рентабельно, и то, что они имеют собственную сырьевую базу, может минимизировать негативный эффект от снижения уровня защиты внутреннего мясного рынка», — считает он. Как отметил А. Сафонов, проблемы ждут производителей овощей и фруктов, поскольку российская продукция не выдерживает конкуренции с импортной.

«Преимущества вступления России в ВТО проявятся в большей степени в долгосрочной перспективе, они обеспечат российской экономике больше прозрачности и открытости, что в свою очередь привлечет инновации и инвестиции — в том числе и в агропромышленный комплекс», — считает Н. Школкина.

«Поскольку, как считает большинство экспертов, при вступлении России в ВТО в первую очередь может пострадать агропромышленный комплекс, необходимо оперативно менять правила игры, искать новые эффективные методы поддержки сельхозпроизводителей. Причем делать это надо быстро, так как основные минусы от вступления в ВТО будут на первом этапе», — заключила Н. Школина.

Материал подготовлен специалистами НАУФОР

Другие материалы по теме: