Андрей Пшеницын: Электронный бюджет — актуальное требование времени

Андрей Пшеницын: Электронный бюджет — актуальное требование времениЧелябинская область давно и прочно завоевала позиции одного из регионов, наиболее активно внедряющих в деятельность органов власти современные информационные технологии. По последним оценкам министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Южный Урал находится на втором месте среди субъектов страны по уровню развития «электронного правительства». Население региона сегодня имеет возможность получать в электронном виде 100 государственных и муниципальных услуг и их разновидностей. Через Интернет, в частности, можно оформить загранпаспорт, записаться на прием к врачу, подать заявление о регистрации брака, зарегистрировать машину на техосмотр, проверить отсутствие задолженности по налогам и штрафам. В настоящее время область активно занимается разработкой единой информационной системы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшей сферой применения новых технологий является финансовая система региона. В мае текущего года Южный Урал стал победителем в номинации «Лучший ИТ-проект в сфере управления общественными финансами» в конкурсе «Лучшие ИТ-проекты общественного сектора России», организованном при поддержке Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ.

Подробнее о передовом опыте внедрения технологических разработок в финансовую сферу рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.


— Андрей Вадимович, каким образом информационные технологии применяются сегодня в управлении бюджетом?

В первую очередь речь идет об использовании программ и технологических комплексов, как правило, специально разработанных под потребности участников бюджетного процесса — органов власти и учреждений. Для более четкого понимания напомню, что бюджетный процесс состоит из нескольких этапов — планирование бюджета, его исполнение, составление отчетности, контроль.

Внедрением информационных технологий в сферу управления государственными финансами Челябинская область начала заниматься еще в 90-х годах. Процесс стартовал с автоматизации таких этапов как исполнение бюджета и составление отчетности. Затем — в 2003 году — состоялся переход на автоматизированную систему казначейского исполнения бюджета. В 2009 году в электронный вид была переведена работа по планированию бюджета. Особое внимание мы уделяем применению электронного документооборота и вопросам защиты информации.

На сегодняшний день бюджетный процесс на региональном уровне полностью автоматизирован. Все его участники работают в едином информационном пространстве, а значит весь бюджетный цикл для них абсолютно понятен и прозрачен. В целом это позволило повысить скорость и качество принятия решений, производительность труда самих финансистов, а в конечном итоге — эффективность управления бюджетом.

Но это не значит, что все за людей делают компьютеры. Суть заключается в том, что в автоматический режим переведены технические операции расчетов, работы с базами данных, платежными документами. А вот определить, какой из вариантов расчетов целесообразнее, на каком направлении те или иные расходы нужнее, разработать необходимые правовые акты в автоматическом режиме невозможно.

— Расскажите подробнее, за что область недавно получила награду на общероссийском конкурсе.

Специализированным федеральным изданием — журналом «Бюджет» был организован конкурс «Лучшие ИТ-проекты общественного сектора России» при поддержке департамента информационных технологий и связи Правительства России. Челябинская область стала в нем победителем в номинации лучших проектов в сфере управления общественными финансами. На российском уровне отмечен технологический проект, который минфин области реализовал совместно с компанией-разработчиком в рамках реформы бюджетного сектора.

Реформа состоит в переводе системы государственных учреждений на современные принципы работы и механизмы финансирования. Вкратце поясню, что раньше объем бюджетных средств, выделяемых учреждениям, не зависел от вида, объема и качества оказываемых ими услуг. Суть новых подходов заключается в том, что чем больше граждан обращается за услугами в конкретное учреждение, тем больше это учреждение получает денег из бюджета. То есть деньги следуют за человеком. Соответственно, учреждение становится заинтересованным в создании наиболее комфортных условий и повышении качества оказания услуг, чтобы привлечь к себе как можно больше людей и, как следствие, получить за это больше денег из бюджета.

Конечно, одним взмахом руки этого не добиться. Это масштабный процесс. Как минимум должны быть сформулированы стандарты оказания услуг, на их основе просчитаны финансовые ресурсы, позволяющие эти стандарты выполнить, внедрены механизмы контроля. Каждый регион сегодня должен самостоятельно выстраивать новую систему взаимоотношений.

Вот и мы, преследуя эту цель, провели огромную методологическую и аналитическую работу. В том числе создали собственную правовую базу, с нуля разработали принципы и подходы к выстраиванию новых финансовых взаимоотношений с учреждениями области, методику расчета выделяемых им субсидий. К этой работе мы привлекли не только органы исполнительной власти, но и квалифицированных специалистов со стороны.

Важной частью процесса стало внедрение технического комплекса, который позволил автоматизировать часть функций. Глубина автоматизации позволяет работать с данными практически в любом разрезе и за любой период, формировать архив данных о количестве потребителей услуг, рассчитывать стоимость самой услуги и необходимый для ее обеспечения объем средств в абсолютно разных вариантах. Также в автоматизированной системе реализована возможность контроля за выполнением госзаданий, которые органы власти выдают учреждениям. Все это очень важно с точки зрения результативности расходования средств и выявления неэффективно используемых ресурсов.

В масштабах страны, когда каждый субъект по-своему пытается выстроить новую систему, такой опыт уникален и может быть полезен другим. Мы в свою очередь тоже стараемся перенимать удачные наработки своих коллег из других регионов.

— Сегодня много говорят о переводе услуг и деятельности органов власти полностью в электронный вид. Как это относится к финансовой сфере? В чем суть перехода к электронному бюджету? И какая работа в этом направлении ведется на Южном Урале?

Электронный бюджет — это актуальное требование времени, показатель степени развития технологий финансового менеджмента на государственном уровне. Речь идет о переходе на качественно новый уровень развития сферы общественных финансов. Работа абсолютно всех ведомств, которые так или иначе формируют и расходуют бюджетные ресурсы, будет консолидирована и переведена в электронный вид.

Официально это называется интегрированная информационная система управления общественными финансами, через которую будут проходить все операции с бюджетными средствами. Для участников процесса — от различных государственных органов до учреждений — она будет служить инструментом для работы, а для граждан — средством общественного контроля и получения информации. Для этого создается специальный сайт, он будет называться «единый портал бюджетной системы». На нем будут собраны все бюджеты страны, которых насчитывается более 20 тысяч.

Для органов власти такой инструмент обеспечит беспрецедентное повышение уровня взаимодействия, качества и эффективности работы. Но не менее важно то, что каждый человек сможет увидеть, например, сколько денег поступило в бюджет за тот или иной период, на какие расходы и каким учреждениям они направлены, какие контракты и на какие суммы заключены за счет этих средств, как они исполняются и какой приносят результат. То есть бюджет, как система отношений, станет доступен не только для профессионального сообщества, но и для каждого гражданина.

Сегодня на федеральном уровне осуществляется самый сложный — организационный и технологический этап перехода, разрабатываются принципы и механизмы, а также программные средства, на основе которых этот проект будет реализован. Предстоит преодолеть много сложностей, одна из которых — это техническое перевооружение и выравнивание уровня технического оснащения всех участников этой системы. Например, сейчас налоговые органы ведут учет платежей от налогоплательщиков в одной программе, учет доходов в бюджет — в другой. Минфин области при планировании бюджета и финансировании расходов работает со своим программным обеспечением. Муниципальные органы власти и конкретные учреждения могут использовать третьи программы. Свести все это в одну систему в том числе и предстоит в рамках электронного бюджета.

Процесс этот небыстрый. Пока работа ведется только федеральными органами власти. Планируется, что в следующем году будет создан единый портал бюджетной системы и начнется непосредственное внедрение технических элементов проекта в отдельных регионах. Полномасштабный переход на электронный бюджет на федеральном уровне намечен на 2015 год.

Другие материалы по теме: