Дозлоупотреблялись: ФАС оштрафовала ОАО «РЖД» на 2 млрд. рублей

Федеральная антимонопольная служба оштрафовала крупнейшего перевозчика ОАО «Российские железные дороги» на 2 млрд. рублей за злоупотребление доминирующим положением. Таков итог рассмотрения потока жалоб, поступивших на РЖД от хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и законодательной власти. В ФАС считают, что монополист мог и должен был обеспечить стабильную работу в сфере ж/д грузоперевозок, но не предпринял для этого никаких шагов.

Согласно постановлению ФАС России, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2,2 млрд. рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом. Ранее Комиссия ФАС России признала компанию нарушившей ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции». При этом компании было выдано предписание об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц ОАО «РЖД» и другими операторами в этих целях.

Как отмечают в антимонопольном органе, дело в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратуры. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, увеличение размера нерегулируемой «вагонной составляющей». Также поступали жалобы на неполное согласование или отказ в согласовании заявок на перевозку грузов по причинам, не предусмотренным действующим законодательством, необеспечение отправок массовых грузов и «повагонных отправок» грузовыми вагонами перевозчика и др.

По мнению ФАС России, нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК». В уставный капитал этих обществ был передан подвижной состав (грузовые вагоны). При этом ФАС России сформулировала требования к группе лиц ОАО «РЖД», направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку «Регламента предоставления группой лиц в составе: ОАО «РЖД», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», грузоотправителям вагонов (в том числе для выполнения повагонных отправок)». Текст проекта регламента неоднократно обсуждался с грузоотправителями и их объединениями, с другими железнодорожными операторами на Экспертном совете ФАС России по железнодорожному транспорту, однако необходимые меры так и не были приняты.

«Для ОАО «РЖД», как субъекта естественной монополии и компании, занимающей доминирующее положение на рынке грузовых железнодорожных перевозок, предусмотрена необходимость оказания комплексной услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом, привлекая при необходимости вагоны других лиц (в том числе ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК»). Однако ОАО «РЖД» в 2010 – 2011 годах стало применять так называемую агентскую схему организации взаимодействия компании с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения (при большем количестве вагонов вывозилось меньше грузов), вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки — до тридцати и более процентов. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса — с 75% до 35%», — говорится в сообщении антимонопольной службы.

При этом в ведомстве отмечают, что улучшения ситуации в 2012 году удалось достичь не в результате самостоятельных действий ОАО «РЖД» или в процессе исполнения предписания ФАС России (в настоящее время ОАО «РЖД» обжалует решение и предписание по этому делу в суде). Это произошло только после того, как требования к ОАО «РЖД» по привлечению подвижного состава и обеспечению грузоотправителей комплексной транспортной услугой были закреплены в том числе постановлением Правительства РФ.

«Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Полагаем, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать исполнение в полном объеме поручения Президента РФ, данное на совещании в г. Кемерово, в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте», — отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Другие материалы по теме: