Автозавод «Урал»: вся надежда на Шойгу?

Для миасского автозавода «Урал» настали сложные времена. Основной заказчик продукции предприятия — Минобороны РФ — не заключило контракт на поставку грузовиков для российской армии, в результате объемы производства на АЗ «Урал» по итогам 2012 года упали почти на треть. В текущем году предприятие рассчитывает поправить положение за счет увеличения поставок в страны Африки и Латинской Америки, однако эксперты рекомендуют в первую очередь договариваться с недавно назначенным министром обороны Сергеем Шойгу и модернизировать существующие модели.

Высокая зависимость автозавода «Урал» от государственного контракта по-прежнему сохраняется, констатируют эксперты. По оценкам старшего аналитика ФГ БКС по транспорту и машиностроению Игоря Краевского, в 2012 году продажи предприятия были слабыми и сократились по сравнению с 2011 годом, основной причиной стали задержки с поставками в адрес Минобороны.

В текущем году автомобильный завод планирует увеличить производственные и финансовые показатели на 14%, в первую очередь, за счет роста экспорта.

Как ранее заявлял «Интерфаксу» генеральный директор предприятия Виктор Корман, в течение 2012 года автозавод увеличил экспортные поставки на 20% по сравнению с 2011 годом. В целом, доля экспорта в общем объеме продаж составит ориентировочно 18% и сохранится в текущем году на том же уровне. «Это произошло за счет поставок нашей техники в страны дальнего зарубежья, в частности Африку, страны Латинской Америки», — пояснил он.

Аналитики считают эти рынки перспективными, но с растущей конкуренцией.

«Если говорить об Африке, как потенциальном регионе для поставок полноприводных грузовиков, то он является перспективным из-за низкой развитости дорожной инфраструктуры. При этом, учитывая позитивное развитие многих африканских стран на фоне сырьевого бума, там появился платежеспособный спрос, но следует принимать во внимание тот факт, что регион активно осваивается Китаем, и российская техника может встретить серьезную конкуренцию со стороны китайских производителей», — говорит И. Краевский.

Кроме того, экономическая эффективность экспортных поставок привязана к курсу рубля. «В IV квартале 2012 года рубль укрепился примерно на 5,5%, и вряд ли текущий курс будет способствовать развитию экспортного направления», — считает аналитик БКС.

Скорее, миасский завод сможет удержаться за счет продаж российским нефтяникам и газовикам, полагают в ИХ «ФИНАМ». Однако для этого, по мнению аналитика ООО «Инвесткафе» Андрея Шенка, вероятно, придется модернизировать существующие модели, что потребует дополнительных затрат.

С назначением Сергея Шойгу на пост министра обороны автомобильный завод может рассчитывать и на возобновление поставок в российскую армию, не исключают эксперты.

«Я не уверен, что с приходом Шойгу МО РФ продолжит «дискриминационную» по отношению к автозаводу «Урал» политику закупки автомобилей. Новый министр все же человек здравомыслящий», — говорит эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров.

«Возможно, после смены руководства в министерстве ситуация изменится в лучшую сторону и «Урал» сможет наверстать упущенное», — соглашается И. Краевский.

Другие материалы по теме: