Рынок агрострахования: Безнадежная стагнация?
Рынок сельскохозяйственного страхования в России в настоящее время находится в стагнации. Эта отрасль, в которую государство не перестает вкладывать деньги, надеясь хоть как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, однако серьезных успехов на данном поприще Минсельхозу, очевидно, добиться не удается. В целом проблему признают и в самом министерстве. Сегодня большие надежды возлагаются на новый закон, которые меняет некоторые правила страхования аграриев. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года и соответственно действовал в течение всего прошлого сезона. В результате, согласно предварительной статистике, объем рынка сельскохозяйственного страхования в 2012 году составил 10,28 млрд. рублей, фактически никак не изменившись в сравнении с показателями 2011 года. Говорит ли это о том, что новый закон является не рабочим? Пока что, вряд ли. Во всяком случае, на данный момент рано делать такие выводы.
Парадокс рынка сельскохозяйственного страхования в России недавно был отмечен даже министром Николаем Федоровым. По его информации, в России с 2008 по 2011 год на поддержку сельхозстрахования было выделено 14,4 млрд. рублей, в результате чего государству не удалось достигнуть абсолютно никакого эффекта. И даже более: за этот период число организаций, заключающих договоры страхования, уменьшилось с 8,2 тыс. до 4 тыс.
Логично предположить, что за этот же период снизился и удельный вес застрахованных посевных площадей. Вывод самого Н. Федорова на эту тему оказался более чем радикальным. «Наш вывод: действовавшую до 2012 года систему сельхозстрахования нельзя назвать просто неэффективной, она все больше превращалась в фиктивную систему, которая позволяла недобросовестным участникам расхищать бюджетные средства и даже в чем-то провоцировала на это», — заявил глава минсельхоза.
Примерно такой же вывод содержится в отчете Счетной палаты по анализу рынка агрострахования за 2011 год. Аудит, проведенный в ряде регионов страны, выявил, что бюджетные средства, которые правительство каждый год выделяет на компенсацию сельхозпроизводителям затрат по страхованию урожая, используются не по назначению.
Так, в 2011 году государство выделило на эти цели 5 млрд. рублей, в 2012-м — уже 6 млрд. По заключению аудиторов, значительная часть этих средств уходит в карманы третьих лиц, которые искусно «присосались» к системе страховых выплат.
Напомним, новый закон определяет, что половину страховой премии страховщику уплачивает сам предприниматель, а вторую половину вносит государство из федерального бюджета на основании заявления сельхозпроизводителя. Нормы закона, касающиеся страхования сельхозживотных, заработали с 1 января 2013 года, так что в сфере животноводства эффект от страхования еще только предстоит оценить в ближайшие месяцы.
По данным Национального союза агростраховщиков, объем обязательств страховщиков в рамках этого вида страхования в 2012 году составил 183,84 млрд. рублей. Всего 6,484 тыс. хозяйств заключили 7,515 тыс. договоров страхования с господдержкой. В 2012 году площадь застрахованных культур составила 13,49 млн. гектаров, или 18,57%. В программе сельхозстрахования с господдержкой приняли участие 63 субъекта РФ, при этом 38 страховщиков предлагали аграриям такие услуги. Если сравнивать эти цифры с уровнем 2011 года, то никакой серьезной положительной динамики мы не увидим.
На рынке агрострахования в России сейчас действуют два профильных объединения. Ассоциация «Агромпромстрах» была создана в начале 1990-х годов решением Минсельхоза. Объединяет 19 мелких и средних страховых компаний. Другое отраслевое объединение — союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» (НСА), создан тоже в 2007-м и объединяет 27 компаний, в том числе крупных.
2012 год ознаменовался жалобой Агропростраха на НСА — ассоциация обвиняла коллег в стремлении к монополизации рынка. «Ряд крупных страховщиков — членов Национального союза агростраховщиков, используя административный ресурс и методы недобросовестной конкурентной борьбы, все более монополизируют страховой рынок, не оставляя шансов на выживание сельскому предпринимательству», — отмечалось в жалобе. И как обычно, интересно за счет чего происходят попытки увеличения доли и монополизации. Основным механизмом называется использование административного ресурса или, говоря по-простому, опять же самая простая коррупция. Добавить тут нечего, разве что стоит сказать, что на топ-10 компаний приходится 90% господдержки, так что тренд монополизации действительно является очевидным.
Эксперты и рыночные аналитики сегодня по большей части сходятся на том, что даже с новой системой господдержки рынка страхования, которая начала функционировать в 2012 году, никаких серьезных изменений на рынок привнести не удастся. Эта точка зрения наиболее точно отражена в оценке эксперта Сергея Ищенко. «Ничего радикально изменить не удастся, если сохранить действующую систему страхования с господдержкой», — считает С. Ищенко. По его убеждению, помогать надо не страховщику, а крестьянину. Но через систему определенных и прямо прописанных страховых стимулов.
В частности, условием выделения дотации на топливо, на семенной материал поставить наличие страхования. Такие варианты «обеспечительного страхования» применяются в большинстве европейских стран. «И странно, почему мы идем упорно своим путем, который год от года не дает ожидаемого результата», — удивляется эксперт. Эту точку зрения поддерживают многие страховщики и сельхозтоваропроизводители.
Однако как показал 2012 год, никакой механизм не будет работать до тех пор, пока государство не начнет проводить активную антикоррупционную и антитеневую политику в этом секторе. Сегодня порядка половины собранных премий по договорам сельхозстрахования с господдержкой по итогам 2012 года приходится на страховщиков, которые работают в условиях непрозрачного рынка, 50% игроков в этом сегменте остается «в тени». Такое мнение высказал заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Алексей Галахов.
По его словам, присутствие «схемного бизнеса» в сегменте агрострахования с господдержкой — исторически сложившийся факт. Такие компании определяются по признакам регистрации ряда страховщиков по одному юридическому адресу, по отсутствию договоров перестрахования по принятым рискам. Как правило, такие компании занимаются одним видом бизнеса — сельхозстрахованием, которое относится к высокорисковым. Уровень выплат у этих агростраховщиков всегда ниже уровня полученных премий, пояснил представитель «Ингосстраха».
Краткий анализ ситуации на рынке агрострахования, представленный выше, позволяет говорить о том, что сектор сегодня страдает от огромного количества проблем, полностью сковывающих любые его потуги к развитию. Однако сегодня аграриям важнее не, что было в 2012, а чего ждать в 2013 году. В РФ в 2013-2020 гг. на господдержку агрострахования будет выделено более 67 млрд. руб.
В частности, 48 млрд. 088 млн. рублей планируется направить для сельхозпроизводителей, занимающихся растениеводством, 19 млрд. 091 млн. рублей — для животноводов. Новость в целом положительная — государство увеличивает инвестиции в агрострахование, однако пойдет ли теперь корм в коня? Скорее всего, нет. По крайней мере, в 2013 году.
В настоящее время, правда состоит в том, что государство активно начало заниматься проблемами агрострахования. Так, в частности Счетная палата начала проверять компании на предмет отмывания денег, аналогичные проверки проводит прокуратура. Со временем методы борьбы с нарушениями в данной области станут более совершенными. Определенную лепту в развитие рынка внесет и новый закон — он действительно должен начать оказывать эффект и выводить рынок из тени.
Однако быстрого результата на данном поприще ждать не приходится. В 2013 году ситуация на рынке не будет обстоять намного лучше 2012 года. При этом эксперты прогнозируют, что агрострахование в течение ближайших трех лет, станет в несколько раз более популярным. В частности, по оценке члена комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Иннокентия Егорова, к 2016 году в стране количество застрахованных сельхозплощадей может возрасти с нынешних 17% до 50-60%.
В заключение следует отметить, что в связи со вступлением России в ВТО не стоит ждать каких-либо изменений на рынке. Агрострахование относится к так называемой «зеленой корзине», то есть не должно влиять или может иметь лишь незначительное нерыночное влияние на торговлю. При этом появление новых игроков на рынке в обозримом будущем также не предвидится. Сейчас сложно себе представить, что какой-то иностранный игрок решится поучаствовать в конкурентной борьбе на рынке. И даже если такой план будет кем-то создан, то после оценки монополистических элементов, коррупционных механизмов и образующейся в итоге степени инвестиционной привлекательности такого бизнеса любой подобный план будет тут же положен на полку.
Парадокс рынка сельскохозяйственного страхования в России недавно был отмечен даже министром Николаем Федоровым. По его информации, в России с 2008 по 2011 год на поддержку сельхозстрахования было выделено 14,4 млрд. рублей, в результате чего государству не удалось достигнуть абсолютно никакого эффекта. И даже более: за этот период число организаций, заключающих договоры страхования, уменьшилось с 8,2 тыс. до 4 тыс.
Логично предположить, что за этот же период снизился и удельный вес застрахованных посевных площадей. Вывод самого Н. Федорова на эту тему оказался более чем радикальным. «Наш вывод: действовавшую до 2012 года систему сельхозстрахования нельзя назвать просто неэффективной, она все больше превращалась в фиктивную систему, которая позволяла недобросовестным участникам расхищать бюджетные средства и даже в чем-то провоцировала на это», — заявил глава минсельхоза.
Примерно такой же вывод содержится в отчете Счетной палаты по анализу рынка агрострахования за 2011 год. Аудит, проведенный в ряде регионов страны, выявил, что бюджетные средства, которые правительство каждый год выделяет на компенсацию сельхозпроизводителям затрат по страхованию урожая, используются не по назначению.
Так, в 2011 году государство выделило на эти цели 5 млрд. рублей, в 2012-м — уже 6 млрд. По заключению аудиторов, значительная часть этих средств уходит в карманы третьих лиц, которые искусно «присосались» к системе страховых выплат.
Напомним, новый закон определяет, что половину страховой премии страховщику уплачивает сам предприниматель, а вторую половину вносит государство из федерального бюджета на основании заявления сельхозпроизводителя. Нормы закона, касающиеся страхования сельхозживотных, заработали с 1 января 2013 года, так что в сфере животноводства эффект от страхования еще только предстоит оценить в ближайшие месяцы.
По данным Национального союза агростраховщиков, объем обязательств страховщиков в рамках этого вида страхования в 2012 году составил 183,84 млрд. рублей. Всего 6,484 тыс. хозяйств заключили 7,515 тыс. договоров страхования с господдержкой. В 2012 году площадь застрахованных культур составила 13,49 млн. гектаров, или 18,57%. В программе сельхозстрахования с господдержкой приняли участие 63 субъекта РФ, при этом 38 страховщиков предлагали аграриям такие услуги. Если сравнивать эти цифры с уровнем 2011 года, то никакой серьезной положительной динамики мы не увидим.
На рынке агрострахования в России сейчас действуют два профильных объединения. Ассоциация «Агромпромстрах» была создана в начале 1990-х годов решением Минсельхоза. Объединяет 19 мелких и средних страховых компаний. Другое отраслевое объединение — союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» (НСА), создан тоже в 2007-м и объединяет 27 компаний, в том числе крупных.
2012 год ознаменовался жалобой Агропростраха на НСА — ассоциация обвиняла коллег в стремлении к монополизации рынка. «Ряд крупных страховщиков — членов Национального союза агростраховщиков, используя административный ресурс и методы недобросовестной конкурентной борьбы, все более монополизируют страховой рынок, не оставляя шансов на выживание сельскому предпринимательству», — отмечалось в жалобе. И как обычно, интересно за счет чего происходят попытки увеличения доли и монополизации. Основным механизмом называется использование административного ресурса или, говоря по-простому, опять же самая простая коррупция. Добавить тут нечего, разве что стоит сказать, что на топ-10 компаний приходится 90% господдержки, так что тренд монополизации действительно является очевидным.
Эксперты и рыночные аналитики сегодня по большей части сходятся на том, что даже с новой системой господдержки рынка страхования, которая начала функционировать в 2012 году, никаких серьезных изменений на рынок привнести не удастся. Эта точка зрения наиболее точно отражена в оценке эксперта Сергея Ищенко. «Ничего радикально изменить не удастся, если сохранить действующую систему страхования с господдержкой», — считает С. Ищенко. По его убеждению, помогать надо не страховщику, а крестьянину. Но через систему определенных и прямо прописанных страховых стимулов.
В частности, условием выделения дотации на топливо, на семенной материал поставить наличие страхования. Такие варианты «обеспечительного страхования» применяются в большинстве европейских стран. «И странно, почему мы идем упорно своим путем, который год от года не дает ожидаемого результата», — удивляется эксперт. Эту точку зрения поддерживают многие страховщики и сельхозтоваропроизводители.
Однако как показал 2012 год, никакой механизм не будет работать до тех пор, пока государство не начнет проводить активную антикоррупционную и антитеневую политику в этом секторе. Сегодня порядка половины собранных премий по договорам сельхозстрахования с господдержкой по итогам 2012 года приходится на страховщиков, которые работают в условиях непрозрачного рынка, 50% игроков в этом сегменте остается «в тени». Такое мнение высказал заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Алексей Галахов.
По его словам, присутствие «схемного бизнеса» в сегменте агрострахования с господдержкой — исторически сложившийся факт. Такие компании определяются по признакам регистрации ряда страховщиков по одному юридическому адресу, по отсутствию договоров перестрахования по принятым рискам. Как правило, такие компании занимаются одним видом бизнеса — сельхозстрахованием, которое относится к высокорисковым. Уровень выплат у этих агростраховщиков всегда ниже уровня полученных премий, пояснил представитель «Ингосстраха».
Краткий анализ ситуации на рынке агрострахования, представленный выше, позволяет говорить о том, что сектор сегодня страдает от огромного количества проблем, полностью сковывающих любые его потуги к развитию. Однако сегодня аграриям важнее не, что было в 2012, а чего ждать в 2013 году. В РФ в 2013-2020 гг. на господдержку агрострахования будет выделено более 67 млрд. руб.
В частности, 48 млрд. 088 млн. рублей планируется направить для сельхозпроизводителей, занимающихся растениеводством, 19 млрд. 091 млн. рублей — для животноводов. Новость в целом положительная — государство увеличивает инвестиции в агрострахование, однако пойдет ли теперь корм в коня? Скорее всего, нет. По крайней мере, в 2013 году.
В настоящее время, правда состоит в том, что государство активно начало заниматься проблемами агрострахования. Так, в частности Счетная палата начала проверять компании на предмет отмывания денег, аналогичные проверки проводит прокуратура. Со временем методы борьбы с нарушениями в данной области станут более совершенными. Определенную лепту в развитие рынка внесет и новый закон — он действительно должен начать оказывать эффект и выводить рынок из тени.
Однако быстрого результата на данном поприще ждать не приходится. В 2013 году ситуация на рынке не будет обстоять намного лучше 2012 года. При этом эксперты прогнозируют, что агрострахование в течение ближайших трех лет, станет в несколько раз более популярным. В частности, по оценке члена комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Иннокентия Егорова, к 2016 году в стране количество застрахованных сельхозплощадей может возрасти с нынешних 17% до 50-60%.
В заключение следует отметить, что в связи со вступлением России в ВТО не стоит ждать каких-либо изменений на рынке. Агрострахование относится к так называемой «зеленой корзине», то есть не должно влиять или может иметь лишь незначительное нерыночное влияние на торговлю. При этом появление новых игроков на рынке в обозримом будущем также не предвидится. Сейчас сложно себе представить, что какой-то иностранный игрок решится поучаствовать в конкурентной борьбе на рынке. И даже если такой план будет кем-то создан, то после оценки монополистических элементов, коррупционных механизмов и образующейся в итоге степени инвестиционной привлекательности такого бизнеса любой подобный план будет тут же положен на полку.
Материал подготовлен экспертами торговой системы agroru.com
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- НСА: Общий объем задолженности по агрострахованию достиг 950 млн. рублей
- Аграрии Челябинской области получили страховое возмещение ущерба от засухи
- По итогам первой половины 2012 года рынок сельхозстрахования в УрФО вырос н ...
- «Эксперт РА»: В 2013 году темпы прироста страховых взносов замедлятся
- Министерство финансов РФ: По итогам 2012 года страховая премия на душу насе ...