Эксперты: За кредитоспособность Челябинской области волноваться не стоит
Дефицит бюджета Челябинской области превысил 17 млрд. рублей, соответствующие поправки в законопроект утвердил региональный парламент. Сумма серьезная, но в сравнении с другими регионами соотношение долга к доходам выглядит вполне приемлемым. Тем более, реальный объем долговых обязательств Южного Урала в 3,5 раза меньше размера бюджетного дефицита. Эксперты уверены: при необходимости область может даже увеличить объем заимствований без малейшего риска наступления дефолта.
Депутаты Законодательного собрания на последнем заседании внесли корректировки в главный финансовый документ региона, согласно которым расходы областного бюджета в текущем году увеличатся на 5,3 млрд. рублей, до 111,3 млрд. Таким образом, плановый дефицит бюджета на 2013 год составляет 17,1 млрд. рублей.
Основные статьи расходов связаны с реализацией майских указов Президента РФ. На повышение заработной платы в бюджетной сфере дополнительно направлено 1,8 млрд. рублей собственных ресурсов. Еще 731,1 млн. рублей выделено на социальную поддержку граждан. Кроме того, дополнительных расходов потребовала ликвидация чрезвычайных ситуаций. До сих пор область не получила средств федеральной поддержки на устранение последствий падения метеорита, о чем губернатор области Михаил Юревич сообщил на совещании при президенте в Хабаровске. Ликвидация последствий наводнения на юге региона также ведется за счет собственных средств. Общий ущерб от двух природных катаклизмов составляет около 2,5 млрд. рублей.
Тем не менее, дефицит южноуральской казны на фоне других регионов выглядит как минимум сопоставимым. Дефицит бюджета Башкортостана составляет 18,9 млрд. рублей, Новосибирской области — 18 млрд. Нашу область «догоняют» Пермский край — 15,7 млрд. рублей, Иркутская область — 13 млрд. рублей.
При этом объем реальных долговых обязательств Челябинской области по заемным средствам составляет 5 млрд. рублей, а основная доля в объеме дефицита — условные обязательства по выданным госгарантиям под реализацию инвестпроектов.
Кредитоспособность Южного Урала не вызывает у экспертов никаких сомнений.
«Думаю, что в ближайшее время область может позволить себе финансировать дефицит бюджета с помощью долговых средств. По крайней мере, есть возможность довести отношение долг/ВВП до 50% без боязни существенного увеличения рисков дефолта области. Волноваться по данному вопросу в ближайшее время я бы не стал», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
Его точку зрения полностью разделяет аналитик ООО «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
«Учитывая, что минимальные прогнозные темпы роста годового ВРП Челябинской области превышают дефицит бюджета, я не вижу оснований для невыполнения регионом своих долговых обязательств. Более того, в случае необходимости, долговые обязательства могут быть профинансированы посредством межбюджетных трансфертов. В целом же, субфедеральный долг можно считать практически безрисковым», — считает эксперт.
«Ситуация с бюджетом Челябинской области не является критичной. Практически все субъекты РФ являются дефицитными в 2012-2013 гг. и очевидно, что этот тренд будет продолжаться. При текущих ценах на нефть бюджет на федеральном уровне предполагает профицитное исполнение. Дефицит региональных бюджетов финансируется за счет выпуска облигаций, получения кредитов, субсидий и межбюджетных трансфертов. Таким образом, говорить о критической ситуации, банкротстве и т.п. неуместно и преждевременно», — соглашается директор филиала БКС Премьер в Челябинске Илья Рощупкин.
Добавим, что в платежеспособности Челябинской области уверены и аналитики из Standard & Poor's. В августе текущего года международное рейтинговое агентство вновь подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг региона по международной шкале на уровне «BB+» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA+» со «стабильным» прогнозом.
Депутаты Законодательного собрания на последнем заседании внесли корректировки в главный финансовый документ региона, согласно которым расходы областного бюджета в текущем году увеличатся на 5,3 млрд. рублей, до 111,3 млрд. Таким образом, плановый дефицит бюджета на 2013 год составляет 17,1 млрд. рублей.
Основные статьи расходов связаны с реализацией майских указов Президента РФ. На повышение заработной платы в бюджетной сфере дополнительно направлено 1,8 млрд. рублей собственных ресурсов. Еще 731,1 млн. рублей выделено на социальную поддержку граждан. Кроме того, дополнительных расходов потребовала ликвидация чрезвычайных ситуаций. До сих пор область не получила средств федеральной поддержки на устранение последствий падения метеорита, о чем губернатор области Михаил Юревич сообщил на совещании при президенте в Хабаровске. Ликвидация последствий наводнения на юге региона также ведется за счет собственных средств. Общий ущерб от двух природных катаклизмов составляет около 2,5 млрд. рублей.
Тем не менее, дефицит южноуральской казны на фоне других регионов выглядит как минимум сопоставимым. Дефицит бюджета Башкортостана составляет 18,9 млрд. рублей, Новосибирской области — 18 млрд. Нашу область «догоняют» Пермский край — 15,7 млрд. рублей, Иркутская область — 13 млрд. рублей.
При этом объем реальных долговых обязательств Челябинской области по заемным средствам составляет 5 млрд. рублей, а основная доля в объеме дефицита — условные обязательства по выданным госгарантиям под реализацию инвестпроектов.
Кредитоспособность Южного Урала не вызывает у экспертов никаких сомнений.
«Думаю, что в ближайшее время область может позволить себе финансировать дефицит бюджета с помощью долговых средств. По крайней мере, есть возможность довести отношение долг/ВВП до 50% без боязни существенного увеличения рисков дефолта области. Волноваться по данному вопросу в ближайшее время я бы не стал», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
Его точку зрения полностью разделяет аналитик ООО «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
«Учитывая, что минимальные прогнозные темпы роста годового ВРП Челябинской области превышают дефицит бюджета, я не вижу оснований для невыполнения регионом своих долговых обязательств. Более того, в случае необходимости, долговые обязательства могут быть профинансированы посредством межбюджетных трансфертов. В целом же, субфедеральный долг можно считать практически безрисковым», — считает эксперт.
«Ситуация с бюджетом Челябинской области не является критичной. Практически все субъекты РФ являются дефицитными в 2012-2013 гг. и очевидно, что этот тренд будет продолжаться. При текущих ценах на нефть бюджет на федеральном уровне предполагает профицитное исполнение. Дефицит региональных бюджетов финансируется за счет выпуска облигаций, получения кредитов, субсидий и межбюджетных трансфертов. Таким образом, говорить о критической ситуации, банкротстве и т.п. неуместно и преждевременно», — соглашается директор филиала БКС Премьер в Челябинске Илья Рощупкин.
Добавим, что в платежеспособности Челябинской области уверены и аналитики из Standard & Poor's. В августе текущего года международное рейтинговое агентство вновь подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг региона по международной шкале на уровне «BB+» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA+» со «стабильным» прогнозом.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Эксперты: За кредитоспособность Челябинской области волноваться не стоит
- Дефицит бюджета Челябинской области превысил 17 млрд. рублей
- Дефицит бюджета Челябинской области на 2014 год сократился на 4 млрд. рубле ...
- Доходы южноуральского бюджета выросли на 1,8 млрд. рублей
- Бюджет Челябинской области вырос на 660 млн. рублей за счет федеральных пос ...