РЖД нагоняют страху

В ОАО «РЖД» обеспокоены решением российских властей о заморозке тарифов на услуги естественных монополий в следующем году. По мнению компании, это может негативно отразиться на репутации РЖД как эмитента еврооблигаций, а также привести к сокращению половины работников железных дорог. РЖД драматизируют ситуацию, считают эксперты.

Напомним, предложение Минэкономразития о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году было одобрено на совещании у президента России Владимира Путина. По словам главы министерства Алексея Улюкаева, индексация тарифов на железнодорожные перевозки будет проведена в январе 2015 года по уровню инфляции 2014 года. Ранее министр оценивал экономический эффект от заморозки тарифов монополий в 2014-2016 годах в общей сложности в 420 млрд. рублей. Наибольшую выгоду должны получить потребители услуг РЖД (70-80 млрд. рублей).

Решение о заморозке тарифов в следующем году может негативно отразиться на репутации РЖД как эмитента еврооблигаций, а также поставить под вопрос выпуск привилегированных акций компании в пользу ФНБ в 2013-2014 годах. Об этом «Прайму» рассказал источник, знакомый с материалами Российских железных дорог.

По его словам, на рынке в настоящее время обращаются облигации РЖД на сумму около 230 млрд. рублей. «Вопрос о выпуске акций, за счет продажи которых РЖД планировали финансировать крупнейшие инфраструктурные проекты, теперь требует дополнительной проработки. РЖД считают, что заморозка тарифов может также повлиять на выпуск инфраструктурных облигаций со сроком погашения от 15 до 30 лет, поскольку затраты на их обслуживание были также включены в плановое повышение тарифов на перевозки», — сказал он.

Кроме того, РЖД могут ввести неполную четырехдневную рабочую неделю для 370 тыс. сотрудников в 2014 году в качестве альтернативы массовым сокращениям. Таким образом, на неполную рабочую неделю могут быть переведены 50% всех сотрудников компании.

Впрочем, эксперты считают опасения РЖД беспочвенными.

«Эффект от заморозки тарифов не должен столь негативно сказаться на инвестпрограммах госмонополий, так как компании смогут компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения экспорта, а также растущих, в соответствии с этим, объемов ж/д перевозок и количества потребляемой электроэнергии», — отмечает аналитик ООО «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.

Другие материалы по теме: