Стабильный застой: S&P оставило рейтинги России на прежнем уровне
S&P подтвердило рейтинги России на текущих уровнях. Эксперты агентства сомневаются в том, что правительство страны в ближайшие годы займется решением долгосрочных структурных проблем, борьбой с коррупцией, а также улучшением инвестиционного климата.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные и краткосрочные рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте на уровне «BBB/A-2», долгосрочные и краткосрочные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне «BBB+/A-2». Прогноз по долгосрочным рейтингам — «стабильный». Также подтвержден долгосрочный рейтинг по национальной шкале — «ruAAA».
Согласно релизу, российские фискальные и внешнеэкономические балансы по-прежнему сильны, что защищает ее от возможных шоков на сырьевом рынке. Рейтинги отражают позицию российского правительства как нетто-кредитора (объем активов лишь немного превышает объем обязательств), которая является результатом прежнего бюджетного профицита, при том, что в настоящее время бюджет расширенного правительства исполняется с небольшими дефицитами.
Рейтинги ограничены структурными недостатками в российской экономике, в частности, сильной зависимостью от углеводородов и других сырьевых товаров. Кроме того, давит слабость политических и экономических институтов, которые препятствуют конкурентоспособности экономики, а также слабость инвестиционного климата и бизнес-среды.
«Государственные финансы России остаются достаточно сильными благодаря высоким доходам, связанным с сырьевыми ресурсами (прежде всего с нефтью), которые обеспечивают практически половину доходов федерального бюджета, но вместе с тем подвергают правительство риску колебаний цен на сырье. Чтобы снизить эффект волатильности, с 2013 года правительство ввело бюджетное правило, привязывающее расходы правительства к долгосрочным (историческим) ценам на нефть. Эта мера должна привести к накоплению резервов в периоды высоких цен на нефть и расходованию их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. Долгосрочная эффективность бюджетного правила пока не проверена на практике, однако как позитивный фактор мы отмечаем, что правительство воздерживалось от увеличения расходов в 2013 году — в период, когда экономический рост значительно замедлился», — говорится в сообщении Standard & Poor's.
В этом году эксперты по-прежнему отмечают следование правительства жесткой дисциплине в отношении исполнения бюджета. Вместе с тем правительство приняло ряд мер, направленных на внебюджетное финансирование дополнительных расходов. S&P ожидает, что бюджет расширенного правительства в 2013 году будет исполнен с дефицитом в размере 0,6% ВВП. Авторы полагают, что доходы от сырьевого сектора экономики немного сократятся вследствие небольшого снижения цен на нефть до 95 долл./барр. к 2015 году, в результате чего произойдет постепенное ухудшение баланса бюджета расширенного правительства до дефицита в размере 1,5% ВВП к 2016 году (т.е. уровня, немного превышающего целевой в рамках бюджетного правила), что соответствует среднегодовым изменениям объема долга расширенного правительства в размере 1,5% ВВП в 2013-2016 гг.
По мнению S&P, старение российского населения будет источником серьезного фискального давления в средне- и долгосрочной перспективе. Авторы доклада ожидают, что согласно сценарию, не предусматривающему изменений проводимой политики, этот процесс обусловит дополнительные расходы правительства в объеме более 10% ВВП к 2050 году по сравнению с уровнем 2010 году. Правительство пытается скорректировать параметры пенсионной системы, однако оно еще далеко от принятия более решительных мер, направленных на решение проблемы, говорится в обзоре S&P.
В течение предыдущего десятилетия правительство использовало профициты бюджета для сокращения объема долга и наращивания фискальных резервов. Как следствие, агентство ожидает, что в 2013 году объем активов расширенного правительства будет немного превышать объем обязательств, несмотря на возврат к дефициту бюджета. Но начиная с 2015 года объем обязательств будет немного превышать объем активов. Низкий уровень валового долга обусловливает низкий уровень расходов расширенного правительства на его обслуживание — порядка 2% доходов.
«Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти, и прежде всего на уровне президента. Президент Владимир Путин, избранный на третий срок в 2012 году, сохраняет жесткий контроль за происходящим в стране, и мы не видим серьезных угроз устойчивости его правления до окончания срока президентских полномочий, несмотря на усиление оппозиции, о чем свидетельствует тот факт, что один из ее лидеров Алексей Навальный набрал 27% голосов избирателей на выборах мэра Москвы, проходивших в сентябре 2013 года. После переизбрания президента государство начало принимать контрмеры в отношении участников протестного движения, представителей оппозиции, некоммерческих организаций и либерально настроенных представителей политического истеблишмента», — отмечают эксперты.
S&P не ожидает, что в пределах горизонта прогнозирования (2013-2016 гг.) правительство решительно и эффективно будет устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные и краткосрочные рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте на уровне «BBB/A-2», долгосрочные и краткосрочные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне «BBB+/A-2». Прогноз по долгосрочным рейтингам — «стабильный». Также подтвержден долгосрочный рейтинг по национальной шкале — «ruAAA».
Согласно релизу, российские фискальные и внешнеэкономические балансы по-прежнему сильны, что защищает ее от возможных шоков на сырьевом рынке. Рейтинги отражают позицию российского правительства как нетто-кредитора (объем активов лишь немного превышает объем обязательств), которая является результатом прежнего бюджетного профицита, при том, что в настоящее время бюджет расширенного правительства исполняется с небольшими дефицитами.
Рейтинги ограничены структурными недостатками в российской экономике, в частности, сильной зависимостью от углеводородов и других сырьевых товаров. Кроме того, давит слабость политических и экономических институтов, которые препятствуют конкурентоспособности экономики, а также слабость инвестиционного климата и бизнес-среды.
«Государственные финансы России остаются достаточно сильными благодаря высоким доходам, связанным с сырьевыми ресурсами (прежде всего с нефтью), которые обеспечивают практически половину доходов федерального бюджета, но вместе с тем подвергают правительство риску колебаний цен на сырье. Чтобы снизить эффект волатильности, с 2013 года правительство ввело бюджетное правило, привязывающее расходы правительства к долгосрочным (историческим) ценам на нефть. Эта мера должна привести к накоплению резервов в периоды высоких цен на нефть и расходованию их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. Долгосрочная эффективность бюджетного правила пока не проверена на практике, однако как позитивный фактор мы отмечаем, что правительство воздерживалось от увеличения расходов в 2013 году — в период, когда экономический рост значительно замедлился», — говорится в сообщении Standard & Poor's.
В этом году эксперты по-прежнему отмечают следование правительства жесткой дисциплине в отношении исполнения бюджета. Вместе с тем правительство приняло ряд мер, направленных на внебюджетное финансирование дополнительных расходов. S&P ожидает, что бюджет расширенного правительства в 2013 году будет исполнен с дефицитом в размере 0,6% ВВП. Авторы полагают, что доходы от сырьевого сектора экономики немного сократятся вследствие небольшого снижения цен на нефть до 95 долл./барр. к 2015 году, в результате чего произойдет постепенное ухудшение баланса бюджета расширенного правительства до дефицита в размере 1,5% ВВП к 2016 году (т.е. уровня, немного превышающего целевой в рамках бюджетного правила), что соответствует среднегодовым изменениям объема долга расширенного правительства в размере 1,5% ВВП в 2013-2016 гг.
По мнению S&P, старение российского населения будет источником серьезного фискального давления в средне- и долгосрочной перспективе. Авторы доклада ожидают, что согласно сценарию, не предусматривающему изменений проводимой политики, этот процесс обусловит дополнительные расходы правительства в объеме более 10% ВВП к 2050 году по сравнению с уровнем 2010 году. Правительство пытается скорректировать параметры пенсионной системы, однако оно еще далеко от принятия более решительных мер, направленных на решение проблемы, говорится в обзоре S&P.
В течение предыдущего десятилетия правительство использовало профициты бюджета для сокращения объема долга и наращивания фискальных резервов. Как следствие, агентство ожидает, что в 2013 году объем активов расширенного правительства будет немного превышать объем обязательств, несмотря на возврат к дефициту бюджета. Но начиная с 2015 года объем обязательств будет немного превышать объем активов. Низкий уровень валового долга обусловливает низкий уровень расходов расширенного правительства на его обслуживание — порядка 2% доходов.
«Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти, и прежде всего на уровне президента. Президент Владимир Путин, избранный на третий срок в 2012 году, сохраняет жесткий контроль за происходящим в стране, и мы не видим серьезных угроз устойчивости его правления до окончания срока президентских полномочий, несмотря на усиление оппозиции, о чем свидетельствует тот факт, что один из ее лидеров Алексей Навальный набрал 27% голосов избирателей на выборах мэра Москвы, проходивших в сентябре 2013 года. После переизбрания президента государство начало принимать контрмеры в отношении участников протестного движения, представителей оппозиции, некоммерческих организаций и либерально настроенных представителей политического истеблишмента», — отмечают эксперты.
S&P не ожидает, что в пределах горизонта прогнозирования (2013-2016 гг.) правительство решительно и эффективно будет устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Стабильный застой: S&P оставило рейтинги России на прежнем уровне
- Агентство «Standard & Poor's» подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги ...
- S&P подтвердило рейтинг России на уровне «ВВ+/В» с негативным прогнозом
- Агентство Fitch подтвердило рейтинги Челябинской области
- Fitch Ratings подтвердило рейтинги Челябинской области