Михаил Братишкин: Клиенту должно быть надежно и удобно работать с банком

Михаил Братишкин: Клиенту должно быть надежно и удобно работать с банкомГенеральный директор ОАО «ЧЕЛИНДБАНК» Михаил Братишкин — о результатах деятельности в 2013 году, о планах и перспективах дальнейшего развития банка.

— Михаил Иванович, 2013 год был не самым простым для банковской системы. С какими результатами Челиндбанк завершил прошлый год?

— Снижение темпов роста экономики, смена руководства Центрального Банка России, ужесточение регуляторных требований к банкам и активные действия ЦБ на финансовом рынке — все это оказывало серьезное влияние как на деятельность банков, так и на настроение их клиентов в течение всего года.

Тем не менее, Челиндбанк по итогам года продемонстрировал уверенный рост по всем направлениям деятельности. Активы банка выросли на 9,3% и составили 37,2 млрд. рублей. Капитал на 1 января 2014 года достиг 6,5 млрд. рублей, увеличившись на 527 млн. рублей. При этом достаточность капитала составила 17,6%, что значительно превышает минимально допустимое значение норматива Н1.

В 2013 году Челиндбанк продолжал развивать приоритетные направления деятельности — комплексное обслуживание бизнеса корпоративных клиентов и предпринимателей и обеспечение населения качественными банковскими услугами. Основой роста активов банка по-прежнему остаются кредиты клиентам, совокупный объем которых составил на конец года 24 млрд. рублей, рост по сравнению с предыдущим периодом — 12%. Кредитный портфель предприятий малого и среднего бизнеса вырос за год на 19,4%. Портфель розничных кредитов увеличился на 24% и превысил 8 млрд. рублей. Средства физических лиц на счетах банка за 2013 год увеличились на 7,3%, превысив 20 млрд. рублей.

По итогам 2013 года Челиндбанк вошел в 100 крупнейших банков России по собственному капиталу, средствам частных лиц и нераспределенной прибыли, согласно рэнкингу «Интерфакс-100».

— Накануне Нового 2014 года банку пришлось отражать мощную информационную атаку. Повлияла ли как-то эта ситуация на результаты работы банка?

— Нет, ощутимых для бизнеса потерь банк не понес, что подтверждают все наши показатели и цифры. Хотя, признаюсь, нервы нам и нашим клиентам потрепали изрядно. Намерения заказчиков информационного нападения были самыми серьезными — максимальное ослабление позиций Челиндбанка, затем — других челябинских банков и следующий за этим передел местного рынка банковских услуг. До Челябинской области этот сценарий был уже отработан в ряде других регионов России. Так что нас не удалось застать врасплох. Да, нам предложили пройти довольно жесткий стресс-тест на устойчивость. Полагаю, мы неплохо с ним справились. Внушительный запас прочности, который имеет наш банк, а также накопленный за прошедшие годы опыт работы в неблагоприятных условиях позволили нам довольно оперативно загасить проявленный к банку «нездоровый интерес». Сегодняшний Челиндбанк — это сильный региональный банк с большой клиентской базой и развитой сетью подразделений, и для нас давно не секрет, что это лакомый кусок для любителей собирать чужой урожай.
Конечно, подобные встряски добавляют седых волос на голове, но любую ситуацию нужно рассматривать под разными углами. Из этой мы извлекли очередной бесценный опыт, сделали выводы, которые помогут нам стать еще сильнее и упрочить наши позиции. К чести наших клиентов, которым поневоле пришлось проходить данный стресс-тест вместе с банком — подавляющее большинство с достоинством выдержало эту вынужденную проверку на доверие банку. Также не могу не отметить грамотные и своевременные действия, предпринятые в этой ситуации руководством Главного Управления Банка России по Челябинской области. А вот челябинскому банковскому сообществу нужно бы научиться проявлять большую солидарность в подобных форс-мажорных обстоятельствах

— Расскажите о планах банка, о том, какие бизнес-акценты будут сделаны в 2014 году.

— Банк продолжает инвестировать в уже достаточно сильное направление обслуживания малого и среднего бизнеса. В 2013 году субъектам МСБ было выдано кредитов на общую сумму 6,5 млрд. рублей (без учета овердрафтов). С целью расширения возможностей и условий по кредитованию малых и средних предприятий банк продолжает активно развивать сотрудничество с международными и российскими партнерами, прежде всего с Европейским банком реконструкции и развития и Российским Банком поддержки малого и среднего предпринимательства. В конце прошлого года нами заключен очередной договор с ЕБРР о реализации совместных программ по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым Челиндбанк уже получил кредит в размере 500 млн. рублей. В 2014 году ЕБРР планирует дополнительно предоставить Челиндбанку кредит на 300 млн. рублей, данные средства выделяются в рамках программы финансирования устойчивой энергетики в жилищном секторе.

Также наш банк продолжает кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса по собственным программам, разрабатывает для корпоративных клиентов новые выгодные продукты и пакеты комплексных услуг, включая РКО и депозиты, зарплатные проекты, кредиты, инкассацию, корпоративные карты, дистанционное банковское обслуживание.

— Собирается ли Челиндбанк в текущем году продолжать серию бесплатных образовательно-просветительских семинаров для предпринимателей?

— Шестой ежегодный цикл семинаров уже открыт — первый мастер класс прошел в феврале. Впереди — еще десять семинаров. Прошлогоднюю серию посетило более 400 представителей бизнес-сообщества Челябинской области. Многие люди специально приезжают на наши семинары из отдаленных городов и поселков, где возможности по получению актуальной информации и новых знаний, необходимых для развития бизнеса и предпринимательства, ограничены.

— Какую выгоду банк получает от проведения подобных мероприятий?

— Говоря о денежной выгоде — здесь ее нет, наоборот, одни расходы. Но далеко не все в этой жизни нужно рассматривать с точки зрения материальной выгоды. Для Челиндбанка этот проект имеет скорее социальную направленность. Наш банк никогда не работал по схеме «выдать кредит и считать полученный доход». Сотрудничество банка с клиентами — это не только сделки и финансовые отношения, но и постоянный диалог, обмен опытом. Для проведения семинаров мы приглашаем известных бизнес-тренеров и ведущих специалистов по налогообложению, юриспруденции, маркетингу, кадровой политике. Кроме того, организуя подобные встречи, помимо образовательной составляющей, мы всегда рассказываем о том, как банк может помочь клиенту на том или ином этапе развития его бизнеса, предоставляем индивидуальные консультации, если это необходимо. Делясь с клиентами знаниями и предлагая им свое видение их конкретной ситуации, мы непосредственно участвуем в реализации ими современного грамотного подхода к бизнесу, демонстрируем свою установку на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

— Какие направления будут ключевыми в рознице в наступившем году, и что нового банк планирует предложить частным клиентам?

— Банк планирует развивать услуги и продукты, которые наиболее востребованы сегодняшним клиентом. Наши приоритетные направления на розничном рынке банковских услуг — это привлечение средств населения на вклады, кредитование физлиц, развитие дистанционного банковского обслуживания и расширение карточного бизнеса. В этих сегментах банк имеет традиционно сильные позиции. Сегодня у Челиндбанка, пожалуй, самая широкая в Челябинске линейка вкладов. У нас большой ассортимент кредитных продуктов, куда помимо стандартных кредитов входят специальные программы для клиентов, получающих зарплату на карты банка, предложения для лояльных клиентов с льготными процентными ставками, кредитные линии. Мы активно продвигаем наш Интернет-банк и его мобильное приложение.

Большую ставку в этом году мы делаем на внедрение международной платежной системы MasterCard. На сегодняшний день около 30% терминально-банкоматной сети Челиндбанка уже переведено на обслуживание двух платежных систем — VISA и MasterCard. Завершить подключение оставшихся устройств планируется в первом полугодии 2014 года. В связи с внедрением MasterCard мы предлагаем торговым и сервисным предприятиям услуги эквайринга с возможностью проведения расчетов по двум крупнейшим международным платежным системам. В течение этого года банк приступит к эмиссии карт MasterCard Standard и MasterCard Gold. Чтобы обеспечить наибольшую безопасность расчетов для владельцев карт, эти карты будут выпускаться только с чипом.

— Челиндбанк работает с разными клиентами — и с крупными предприятиями, и с малым бизнесом, и с населением. Какие принципы лежат в основе взаимоотношений банка и клиентов?

— Наш главный принцип и неизменная цель — клиенту должно быть надежно и удобно работать с банком. Клиент должен чувствовать, что он интересен банку, что его ценят и уважают, внимательно относятся к его пожеланиям и вопросам. Только в этом случае обе стороны будут настроены на долгосрочное сотрудничество, основанное на взаимной ответственности и доверии.

Другие материалы по теме: