Поправки в Налоговый кодекс: Кнут без пряника?
Правительство РФ готовит проект поправок в Налоговый кодекс, согласно которым срок давности и глубина проверки по налоговым преступлениям могут вырасти с нынешних трех до 10 лет. Предлагаемые меры, по замыслу авторов законопроекта, позволят исключить возможности для злоупотреблений в налоговой сфере. Эксперты считают иначе: расширение сроков проверок и полномочий налоговиков парализуют работу компаний.
Инициатор обсуждаемых в правительстве нововведений — Совет Федерации. Он подготовил первую версию проекта, которую изменила Федеральная налоговая служба. В апреле проработать вопрос расширения возможностей налоговых органов поручил премьер Дмитрий Медведев. В ближайшее время проект будет направлен на межведомственное согласование, сообщает «Прайм».
Согласно документу, многие используемые сейчас способы налоговой оптимизации могут быть отнесены к злоупотреблениям. В их числе — занижение налоговой базы за счет применения льгот, вычетов, пониженных ставок, создание условий для использования спецрежима, а также любые действия (бездействие), направленные на уклонение от уплаты налогов. Если сделки и операции совершаются лишь для вида или прикрывают другие, то налоговых преференций быть не должно, говорится в проекте. Поправки также предусматривают увеличение срока давности проверки по налоговым преступлениям с 3-х до 10 лет.
Признаки необоснованной налоговой выгоды уже сформулированы и активно используются ФНС, но на уровне постановлений пленума и президиума Высшего арбитражного суда (ВАС). Однако если они будут закреплены в НК, это значительно упростит возбуждение уголовных дел, в частности, по злоупотреблениям, связанным с фирмами-однодневками.
Впрочем, для этого потребуются поправки в уголовный кодекс. Сейчас по УК возбуждение дел возможно только в прямо перечисленных случаях: например, фальсификация отчетности, предоставление недостоверных сведений, невыполнение обязанностей налогового агента.
Госдума в декабре 2013 года приняла в первом чтении законопроект, возвращающий следователям возможность самостоятельно возбуждать налоговые дела без учета позиции налоговиков. Сейчас обсуждаются поправки, регулирующие взаимодействие Следственного комитета и ФНС.
Как отмечают эксперты, государство серьезно озабочено проблемой ухода от налогов и использования схем. Если ранее достаточно было придать «видимость законности» в деятельности компании, чтобы избежать претензий и обвинений в неуплате налогов, то с некоторых пор суды стали внимательно вникать в суть хозяйственных операций, появились понятия «необоснованная налоговая выгода».
«Обсуждаемые изменения вызваны, на мой взгляд, как самой тенденцией ужесточения борьбы с налоговыми схемами, так и особенностью переходного периода судебной системы, связанного с объединением структуры высших судов, поскольку прецеденты ВАС не будут обязательными для применения с момента объединения», — комментирует УрБК управляющий партнер юридическо-консалтинговой фирмы «Гольцева, Данилевский и Парнеры» Ольга Гольцева.
Включение отдельных положений в текст Налогового кодекса, по ее мнению, несет положительный результат, так как в данном случае есть возможность устранить двусмысленность и конкретизировать терминологический аппарат. Принципиально для налогоплательщика измениться не должно ничего, так как это все уже и сегодня активно используется налоговиками.
В то же время изменение сроков налоговых проверок не вызывает оптимизма у экспертов.
«Даже сегодня на практике, например, нередки злоупотребления «исключительными случаями назначения повторных налоговых проверок», результаты которых потом приходится отменять только через ФНС России сугубо по признаку незаконности назначения. Подобные случаи парализуют работу компании на 3-5 лет, последний случай из моей практики — полное прекращение деятельности по причине продолжения проверок суммарно более 3-х лет. Правота в результате доказана, налоговые претензии сняты, но фирмы — нет», — говорит О. Гольцева.
«Ну, и не будем забывать, что нередки на сегодня случаи так называемых «заказных» проверок, коррупционный элемент на нашей госслужбе, увы, до сих пор присутствует», — добавила она.
По словам юристов, расширение сроков проверок и полномочий налоговой службы во взаимодействии с СК приведет к непредсказуемым последствиям.
«Возможно, да, это будет увеличение собираемости налогов и повышенный контроль в совокупности с риском сурового наказания заставит налогоплательщиков жить честно. Но практика показывает, что в России «метод кнута» неэффективен, если забрать последний «пряник». Хороший тому пример — повышение пенсионных взносов, повлекшее за собой резкий рост «серых зарплат» (низкорентабельные отрасли не могут себе позволить такую нагрузку) и нарушение прав наемных сотрудников, и, как отложенный эффект — сокрытие выручки, дабы не привлекать внимание большой выручкой при низких зарплатах», — отмечают эксперты.
По их мнению, контроль за бизнесом нужен, но не путем ужесточения и применения репрессивных мер.
«Существуют в мировой практике разумные методы налогового стимулирования. Не нужно изобретать велосипед, можно использовать чужой опыт, с поправкой, разумеется, на национальный компонент», — подытожила О. Гольцева.
Инициатор обсуждаемых в правительстве нововведений — Совет Федерации. Он подготовил первую версию проекта, которую изменила Федеральная налоговая служба. В апреле проработать вопрос расширения возможностей налоговых органов поручил премьер Дмитрий Медведев. В ближайшее время проект будет направлен на межведомственное согласование, сообщает «Прайм».
Согласно документу, многие используемые сейчас способы налоговой оптимизации могут быть отнесены к злоупотреблениям. В их числе — занижение налоговой базы за счет применения льгот, вычетов, пониженных ставок, создание условий для использования спецрежима, а также любые действия (бездействие), направленные на уклонение от уплаты налогов. Если сделки и операции совершаются лишь для вида или прикрывают другие, то налоговых преференций быть не должно, говорится в проекте. Поправки также предусматривают увеличение срока давности проверки по налоговым преступлениям с 3-х до 10 лет.
Признаки необоснованной налоговой выгоды уже сформулированы и активно используются ФНС, но на уровне постановлений пленума и президиума Высшего арбитражного суда (ВАС). Однако если они будут закреплены в НК, это значительно упростит возбуждение уголовных дел, в частности, по злоупотреблениям, связанным с фирмами-однодневками.
Впрочем, для этого потребуются поправки в уголовный кодекс. Сейчас по УК возбуждение дел возможно только в прямо перечисленных случаях: например, фальсификация отчетности, предоставление недостоверных сведений, невыполнение обязанностей налогового агента.
Госдума в декабре 2013 года приняла в первом чтении законопроект, возвращающий следователям возможность самостоятельно возбуждать налоговые дела без учета позиции налоговиков. Сейчас обсуждаются поправки, регулирующие взаимодействие Следственного комитета и ФНС.
Как отмечают эксперты, государство серьезно озабочено проблемой ухода от налогов и использования схем. Если ранее достаточно было придать «видимость законности» в деятельности компании, чтобы избежать претензий и обвинений в неуплате налогов, то с некоторых пор суды стали внимательно вникать в суть хозяйственных операций, появились понятия «необоснованная налоговая выгода».
«Обсуждаемые изменения вызваны, на мой взгляд, как самой тенденцией ужесточения борьбы с налоговыми схемами, так и особенностью переходного периода судебной системы, связанного с объединением структуры высших судов, поскольку прецеденты ВАС не будут обязательными для применения с момента объединения», — комментирует УрБК управляющий партнер юридическо-консалтинговой фирмы «Гольцева, Данилевский и Парнеры» Ольга Гольцева.
Включение отдельных положений в текст Налогового кодекса, по ее мнению, несет положительный результат, так как в данном случае есть возможность устранить двусмысленность и конкретизировать терминологический аппарат. Принципиально для налогоплательщика измениться не должно ничего, так как это все уже и сегодня активно используется налоговиками.
В то же время изменение сроков налоговых проверок не вызывает оптимизма у экспертов.
«Даже сегодня на практике, например, нередки злоупотребления «исключительными случаями назначения повторных налоговых проверок», результаты которых потом приходится отменять только через ФНС России сугубо по признаку незаконности назначения. Подобные случаи парализуют работу компании на 3-5 лет, последний случай из моей практики — полное прекращение деятельности по причине продолжения проверок суммарно более 3-х лет. Правота в результате доказана, налоговые претензии сняты, но фирмы — нет», — говорит О. Гольцева.
«Ну, и не будем забывать, что нередки на сегодня случаи так называемых «заказных» проверок, коррупционный элемент на нашей госслужбе, увы, до сих пор присутствует», — добавила она.
По словам юристов, расширение сроков проверок и полномочий налоговой службы во взаимодействии с СК приведет к непредсказуемым последствиям.
«Возможно, да, это будет увеличение собираемости налогов и повышенный контроль в совокупности с риском сурового наказания заставит налогоплательщиков жить честно. Но практика показывает, что в России «метод кнута» неэффективен, если забрать последний «пряник». Хороший тому пример — повышение пенсионных взносов, повлекшее за собой резкий рост «серых зарплат» (низкорентабельные отрасли не могут себе позволить такую нагрузку) и нарушение прав наемных сотрудников, и, как отложенный эффект — сокрытие выручки, дабы не привлекать внимание большой выручкой при низких зарплатах», — отмечают эксперты.
По их мнению, контроль за бизнесом нужен, но не путем ужесточения и применения репрессивных мер.
«Существуют в мировой практике разумные методы налогового стимулирования. Не нужно изобретать велосипед, можно использовать чужой опыт, с поправкой, разумеется, на национальный компонент», — подытожила О. Гольцева.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Поправки в Налоговый кодекс: Кнут без пряника?
- Срок давности и глубина проверки по налоговым преступлениям могут вырасти с ...
- Без выездных проверок: В России вводится институт налогового мониторинга
- Без выездных проверок: В России вводится институт налогового мониторинга
- В России за налоговую оптимизацию могут ввести уголовную ответственность