Российский авторынок: Оптимизма все меньше
С учетом размеров и потенциала российский авторынок нельзя списывать со счетов, но и переоценивать его тоже не стоит, поскольку риски неблагоприятных изменений остаются очень высокими. К такому выводу в своем исследовании пришли эксперты исследовательского центра Roland Berger Strategy Consultants. Их труд опровергает все оптимистичные прогнозы на успешное развитие этого рынка, опубликованные в прошлые годы.
Сегодня Россия занимает 7 место в мире по продажам легковых автомобилей (впереди Китай, США, Япония, Бразилия, ФРГ, Индия) и пятое — по продажам грузовых (Китай, США, Индия, Бразилия), отмечается в исследовании.
Последние 10 лет страна была одной из важнейших точек роста в мире, особенно для зарубежных игроков, и она остается одним из наиболее важных и привлекательных автомобильных рынков мира. Объем продаж в 2,8 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей нельзя сбрасывать со счетов. А устойчивая перспектива абсолютного роста еще на 0,5 млн. автомобилей до 2020 года обеспечивает общий объем продаж до 3,3 млн. автомобилей в год согласно базовому сценарию. Эксперты также отмечают относительно высокую долю в стране автомобилей с большим объемом двигателя (SUV, автомобили класса «C» и более крупные составляют 60% рынка по сравнению с 30% в Бразилии и Индии), что создает возможности для получения высокой прибыли.
Однако времена двузначных показателей роста прошли. Ожидается, что в 2014 году показатели будут низкими, и текущий кризис отразится и на результатах 2015 и 2016 гг. Общеэкономическое развитие до 2020 года при ежегодном росте около 2% будет слабым подспорьем для дальнейшего роста автомобильного рынка. Цель в 4 млн. автомобилей до 2020 года, которую оптимисты рисовали раньше, уже недостижима. Риски неблагоприятных изменений остаются очень высокими, а потенциал улучшений по сравнению с прогнозами — низким, отмечают эксперты.
Среди проблем исследователи выделяют несколько основных: сокращение объемов продаж и производства; постоянная борьба зарубежных производителей за выполнение обязательств по локализации сборки, сопровождаемая не до конца понятным и часто меняющимся законодательством; медленный процесс трансформации отрасли, лишь увеличивающий отставание России как от зрелых, так и от развивающихся рынков; неустойчивое макроэкономическое развитие; отсутствие четкой концепции обеспечения успешного будущего для страны; текущие геополитические проблемы лишь усугубляют положение.
Что касается текущего года, то, по мнению руководителя отдела аналитики АА «Автостат» Андрея Топтуна, результат в 2,4 млн. проданных легковых автомобилей будет считаться хорошим.
«По-прежнему рынок находится под давлением снижающейся российской экономики, которая, в свою очередь, далека от стабильности из-за внешнеполитического фона, наполненного угрозой войны с Украиной и санкциями Запада. Кроме того, рынок в первом полугодии 2014 года находился под негативным воздействием окончания в декабре 2013 года программы льготного автокредитования, оттянувшей покупателей, планировавших совершить покупку в текущем году. Автокредитование же в целом ознаменовалось повышением ставок по автокредитам и ужесточением требований к заемщикам, что также не способствовало рыночному росту. Тем не менее в первом полугодии 2014 года падение рынка будет не очень существенным, но во втором полугодии, в случае реализации пессимистичного сценария развития, ситуация может резко ухудшиться по причине дальнейшей эскалации украинского конфликта, — считает эксперт.
Также нельзя забывать и о процессе интеграции Крыма в состав Российской Федерации, что потребует многомиллиардных затрат из бюджета. Все это вкупе не самым лучшим образом повлияет на дальнейшее развитие экономики страны с соответствующими последствиями для рынка. Другим немаловажным фактором является срок владения легковым автомобилем в России, который, согласно результатам исследований агентства «Автостат», составляет 4 – 5 лет. Учитывая то, что львиную долю покупателей новых машин составляют люди, меняющие старое авто на новое, в нынешнем году это сделает большинство владельцев, купивших автомобиль в 2009 – 2010 гг. Но поскольку тогда рынок имел невысокие показатели (заметно ниже 2 млн. единиц), то число желающих сменить машину в 2014 году будет меньше, чем в последующие годы. Как следствие, предпосылок для роста продаж легковых автомобилей в этом году нет.
Сегодня Россия занимает 7 место в мире по продажам легковых автомобилей (впереди Китай, США, Япония, Бразилия, ФРГ, Индия) и пятое — по продажам грузовых (Китай, США, Индия, Бразилия), отмечается в исследовании.
Последние 10 лет страна была одной из важнейших точек роста в мире, особенно для зарубежных игроков, и она остается одним из наиболее важных и привлекательных автомобильных рынков мира. Объем продаж в 2,8 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей нельзя сбрасывать со счетов. А устойчивая перспектива абсолютного роста еще на 0,5 млн. автомобилей до 2020 года обеспечивает общий объем продаж до 3,3 млн. автомобилей в год согласно базовому сценарию. Эксперты также отмечают относительно высокую долю в стране автомобилей с большим объемом двигателя (SUV, автомобили класса «C» и более крупные составляют 60% рынка по сравнению с 30% в Бразилии и Индии), что создает возможности для получения высокой прибыли.
Однако времена двузначных показателей роста прошли. Ожидается, что в 2014 году показатели будут низкими, и текущий кризис отразится и на результатах 2015 и 2016 гг. Общеэкономическое развитие до 2020 года при ежегодном росте около 2% будет слабым подспорьем для дальнейшего роста автомобильного рынка. Цель в 4 млн. автомобилей до 2020 года, которую оптимисты рисовали раньше, уже недостижима. Риски неблагоприятных изменений остаются очень высокими, а потенциал улучшений по сравнению с прогнозами — низким, отмечают эксперты.
Среди проблем исследователи выделяют несколько основных: сокращение объемов продаж и производства; постоянная борьба зарубежных производителей за выполнение обязательств по локализации сборки, сопровождаемая не до конца понятным и часто меняющимся законодательством; медленный процесс трансформации отрасли, лишь увеличивающий отставание России как от зрелых, так и от развивающихся рынков; неустойчивое макроэкономическое развитие; отсутствие четкой концепции обеспечения успешного будущего для страны; текущие геополитические проблемы лишь усугубляют положение.
Что касается текущего года, то, по мнению руководителя отдела аналитики АА «Автостат» Андрея Топтуна, результат в 2,4 млн. проданных легковых автомобилей будет считаться хорошим.
«По-прежнему рынок находится под давлением снижающейся российской экономики, которая, в свою очередь, далека от стабильности из-за внешнеполитического фона, наполненного угрозой войны с Украиной и санкциями Запада. Кроме того, рынок в первом полугодии 2014 года находился под негативным воздействием окончания в декабре 2013 года программы льготного автокредитования, оттянувшей покупателей, планировавших совершить покупку в текущем году. Автокредитование же в целом ознаменовалось повышением ставок по автокредитам и ужесточением требований к заемщикам, что также не способствовало рыночному росту. Тем не менее в первом полугодии 2014 года падение рынка будет не очень существенным, но во втором полугодии, в случае реализации пессимистичного сценария развития, ситуация может резко ухудшиться по причине дальнейшей эскалации украинского конфликта, — считает эксперт.
Также нельзя забывать и о процессе интеграции Крыма в состав Российской Федерации, что потребует многомиллиардных затрат из бюджета. Все это вкупе не самым лучшим образом повлияет на дальнейшее развитие экономики страны с соответствующими последствиями для рынка. Другим немаловажным фактором является срок владения легковым автомобилем в России, который, согласно результатам исследований агентства «Автостат», составляет 4 – 5 лет. Учитывая то, что львиную долю покупателей новых машин составляют люди, меняющие старое авто на новое, в нынешнем году это сделает большинство владельцев, купивших автомобиль в 2009 – 2010 гг. Но поскольку тогда рынок имел невысокие показатели (заметно ниже 2 млн. единиц), то число желающих сменить машину в 2014 году будет меньше, чем в последующие годы. Как следствие, предпосылок для роста продаж легковых автомобилей в этом году нет.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Российский авторынок: Оптимизма все меньше
- За I полугодие продажи новых легковых автомобилей в Челябинской области упа ...
- «Автостат»: В 2014 году продажи легковых автомобилей в России могут упасть ...
- В июне продажи легковых автомобилей в России упали на 17,3%
- «Автостат»: В 2012 году динамика российского автомобильного рынка существен ...