Поручение Дубровского: В Челябинской области примут долгосрочную программу сдерживания роста тарифов

Челябинская область выполнила поручение премьер-министра Дмитрия Медведева — рост тарифов на услуги ЖКХ не превысит уровень инфляции. Для компенсации выпадающих доходов поставщикам ресурсов будут выделены средства из областного бюджета. Резкое повышение стоимости коммунальных услуг могло вызвать негативную реакцию населения, отмечают эксперты. По их мнению, избежать искусственного сдерживания тарифов возможно только за счет создания конкурентной среды на энергорынке.

Напомним, о том, что ежегодный рост коммунальных тарифов должен уместиться в рамки инфляции, на всероссийском форуме ЖКХ в Челябинске заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. По итогам форума исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский сформулировал для правительства области ряд задач по сдерживанию роста тарифов для населения и увеличению расходов на оказание мер социальной поддержки на уплату коммунальных платежей. Была создана рабочая группа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ограничению роста тарифов и субсидированию.

В результате проведенной работы рост цен на коммунальные услуги не превысит 4,6 процента. Таким образом, в этом году в области установлен минимальный за последние годы предел роста тарифов. Так, в 2012 году рост тарифов был на уровне 15%, в прошлом по году — 12%. Кроме того, он существенно ниже, чем в других областях Уральского федерального округа. Так, в Свердловской области тарифы в этом году вырастут на 8,9%, в Тюменской области — 7,5%, в Курганской области — 6,7%.

Для сдерживания роста коммунальных тарифов для населения и компенсации убытков ресурсоснабжающих организаций из областного бюджета потребуется 1,245 млрд. рублей. При этом Б. Дубровский на областном совещании с главами территорий заявил, что сдерживание роста тарифов станет не разовой, а долгосрочной программой в Челябинской области, будет налажен жесткий контроль за коммунальной сферой.

«Самое главное, что наши решения имеют серьезную социальную направленность. Относительно подобных решений в УрФО мы лидеры по поддержке населения. По Свердловской области рост 8,9%, мы себе этого не позволили. Важная вещь еще и в следующем — это не разовая, а долгосрочная программа. На форуме ЖКХ мы приняли решение, что рост тарифов не должен превышать рост инфляции, а значит надо очень внимательно посмотреть на то, как мы работаем с ресурсоснабжающими организациями. Их программы развития, формирование их затрат и себестоимости услуг. Мы будем детально это изучать и над этим работать», — подчеркнул Б. Дубровский.

При этом глава региона отметил, что в итоге этой работы необходимо полностью уйти от перекрестного субсидирования и компенсации затрат коммунальных предприятий из областного бюджета. Это будет происходить не за счет потребителя, а в рамках установления жесткого контроля за деятельностью ресурсоснабжающих организаций и повышения эффективности их работы.

«Итоговая задача — население должно будет оплачивать полностью расчетный тариф, а мы — не оплачивать выпадающие доходы коммунальных предприятий. Чем быстрее и качественнее мы эту работу мы проведем, тем больше у нас останется ресурсов для развития региона», — отметил Б. Дубровский.

Он напомнил, что главная цель Стратегии развития Челябинской области — это наведение порядка во всех отраслях, в том числе и коммунальном хозяйстве, и улучшение качества жизни южноуральцев.

Председатель государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Татьяна Кучиц сообщила, что в Челябинске и Миассе по объективным причинам рост тарифа будет чуть выше, чем в целом по области, при этом граждане могут рассчитывать на адресную социальную поддержку.

«Обеспечивается ограничение роста платежей граждан за счет льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию. Жители в августе получат платежные документы, в которых уже этот рост будет ограничен ниже уровня роста инфляции. Для тех, у кого платежи выросли выше, чем 4,6%, а по Челябинску это 5,2%, Миассу для отдельных категорий жителей рост может быть до 4,9%, действует закон о предоставлении адресных субсидий. Они предоставляются вне зависимости от уровня доходов, критерием может быть только превышение роста платежа граждан за коммунальные услуги. Он фиксируется в платежном документе по сравнению с платежным документом, который был в июне месяце», — отметила Т. Куниц.

По мнению экспертов, нужно контролировать не только поставщиков энергоресурсов, но и управляющие компании при начислении платы за коммунальные услуги.

«На самом деле у Дубровского очень простой выбор: либо он заставит руководителей УК поумерить свои аппетиты, либо не добьется поддержки населения, которая сейчас ему очень нужна. ЖКХ — самая больная точка, и у Дубровского нет другого выхода», — отмечал в комментарии нашему агентству политолог Андрей Лавров.

Другая проблема — технологическая отсталость отрасли, прежде всего теплоснабжения, отсюда возникающие потери и неэффективность системы.

«Привлечь инвестора можно убрав регуляторную функцию государства, а для этого нужна конкурентная среда, где цены диктуются самим рынком. Жители не будут переплачивать за коммунальные услуги в условиях конкуренции между производителями тепла», — заявили УрБК в компании «Фортум».

Добавим, по словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, резкое повышение тарифов могло бы привести к неблагоприятным социальным последствиям. Как известно, граждане крайне отрицательно относится к любому повышению тарифов на услуги ЖКХ, и их неконтролируемый рост неизбежно вызовет гнев населения и возможные социальные протесты.


Другие материалы по теме: