Счетная палата: Деятельность АИЖК неэффективна

УрБК, Москва, 23.07.2014. Счетная палата проанализировала результаты основных направлений деятельности АИЖК и пришла к выводу, что она неэффективна и не вносит существенного вклада в реализацию Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в России, говорится в сообщении СП.

В 2002-2013 гг. Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) выделена господдержка свыше 330 млрд. рублей: взносы в уставный капитал — 95,6 млрд. рублей, госгарантии — 195,7 млрд. рублей, кредит ВЭБа за счет средств ФНБ — 40 млрд. рублей.

«Деятельность Агентства по развитию первичного рынка кредитования признана неэффективной. Сопоставление объемов рефинансирования закладных АИЖК с результатами рынка говорят о низкой роли Агентства, а рост рынка обусловлен активной работой пяти крупнейших российских банков», — заявил аудитор Андрей Перчян.

Он сообщил, что из 25 показателей бизнес-планов по объемам рефинансирования закладных не выполнено 23, в том числе значимых для социальной стабильности, например, выкуп закладных по продуктам для незащищенных и социально значимых слоев населения.

«Разработанные Агентством стандарты продуктов и услуг не востребованы на рынке. В 2013 году из более 650 кредитных организаций лишь 41 банк является партнером Агентства и использует его стандарты. Причем эти банки в основном из третьей — пятой сотни по размеру активов», — отметил аудитор.

В отчете отмечается, что АИЖК не выполнило «майские» Указы президента России по разработке специальных программ ипотечного жилищного кредитования для отдельных категорий граждан. Из 19 продуктов АИЖК только 2 разработаны непосредственно для внедрения программ кредитования отдельных категорий граждан, а их востребованность крайне низка — доля выкупленных закладных 0,01% от общего объема. Кроме того, для выкупа закладных АИЖК активно использовало региональных операторов и небанковские организации, то есть фактически посредников, платежи и комиссии которым в проверяемом периоде составили более 6,5 млрд. рублей.

А. Перчян отметил, что работа по развитию вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования тоже проводилась недостаточно эффективно. Объем рынка ипотечных ценных бумаг остается незначительным (не превышает 11%) по сравнению с объемом выданных кредитов. Заложенные в Стратегии плановые показатели не достигнуты.

«Из 9 схем привлечения ресурсов на вторичный рынок, применяемых ОАО «АИЖК», 2 схемы — ипотечные сертификаты участия и мультиоригинаторная платформа секьюритизации — применялись 1 раз, а инфраструктурные услуги по выполнению функций сервисного агента вообще не востребованы рынком и применяются только для сделок секьюритизации собственных активов АИЖК», — сказал аудитор.

При этом предоставленные госгарантии для развития рынка ипотечного кредитования на сумму 62,4 млрд. рублей (на 1 января 2014 года) Агентством не использовались.

По результатам аудита недостаточными признаны меры АИЖК для развития рынка строительства жилья эконом-класса и арендного жилья. Финансирование осуществлялось исключительно за счет кредита ВЭБа из средств ФНБ (40 млрд. рублей), предоставленного в 2010 году сроком на 10 лет. Собственные средства АИЖК не использовались.

Значительные средства размещались на депозитах в банках. При этом выявлены факты не согласованных с ВЭБом размещений, что является нарушением кредитного соглашения и свидетельствует об отсутствии со стороны ВЭБа эффективного контроля целевого использования кредитных средств.

«Вместе с тем на развитие арендного жилья АИЖК направило всего 151 млн. рублей — 0,4% средств, полученных от ВЭБа — а поддержка строительству жилья эконом-класса вовсе не оказывалась», — подчеркнул А. Перчян.

По словам аудитора, проверка показала, что меры АИЖК по развитию ипотечного страхования также недостаточны и не оказывают существенного влияния на рынок. Доля застрахованных ипотечных кредитов за период 2010-2013 гг. составляет 1,44% от общего количества.

В отчете констатируется, что деятельность дочернего общества Агентства ОАО «АРИЖК» по профилактике возникновения рисков и поддержке ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложном финансовом положении, также неэффективна. Эта программа реализовывалась по поручению правительства за счет средств федерального бюджета в размере 5 млрд. рублей, направленных в уставный капитал АИЖК, а в дальнейшем в уставный капитал АРИЖК.

Агентство разработало 5 механизмов поддержки заемщиков. Два из них оказались полностью провальными: «Смешанный договор» и «Выкуп предметов залога» не были востребованы рынком — за весь период выкуплено 2 квартиры и заключено 4 смешанных договора. АРИЖК не удалось привлечь к реализации своих программ ресурсы банков, а, например, по программе «Стабилизационный кредит» были предоставлены только 69,2 млн. рублей для 169 заемщиков.

«В 2013 году Агентство прекратило деятельность по поддержке ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложном финансовом положении. Таким образом, сейчас в России отсутствует организация, уполномоченная на реструктуризацию проблемных ипотечных кредитов для незащищенных слоев населения», — сказал аудитор.

А. Перчян предложил внести существенные изменения в Стратегию развития группы компаний АИЖК для повышения ее эффективности. Особый акцент следует сделать на стимулировании наименее развитых сегментов рынка и решении социально значимых задач жилищной политики страны.

По итогам рассмотрения отчета коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма президенту Владимиру Путину, первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову, представления в ОАО «АИЖК» и Внешэкономбанк, отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу.

Другие материалы по теме: