Спорный законопроект: В России могут увеличить подоходный налог для миллионеров

Депутаты Госдумы разработали поправки в Налоговый кодекс, предполагающие резкое повышение ставки подоходного налога для лиц с ежегодным доходом не менее 12 млн. рублей. Дополнительные поступления планируется направить на поддержку Крыма. Законопроект вызвал у экспертов, мягко говоря, недоумение: помимо очевидного ухода крупного бизнеса «в тень», придется кардинально менять налоговое законодательство.

Группа депутатов Госдумы разработала законопроект, вводящий специальный налог солидарности, который пойдет на развитие Крыма и Севастополя. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на члена комитета Госдумы по энергетике Андрея Крутова.

Он пояснил, что новые субъекты РФ были «десятилетиями недофинансированы», а денег в бюджете сейчас нет.

«Нужно комплексное решение проблемы — не разовое изъятие определенных сумм у населения, например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов, и не сплошное увеличение налогов для всех», — сказал А. Крутов.

Проект нормативного акта предусматривает внесение поправки о повышении НДФЛ с 13 до 30% для россиян с годовым доходом выше 12 млн. рублей.

С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ были на уровне 2,5 трлн. рублей, разработчики законопроекта ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300-500 млрд. рублей в год.

Законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

Новая инициатива произвела на экспертов неоднозначное впечатление.

«С одной стороны — это закономерное продолжение налоговой политики государства, направленной на «латание дыр» в бюджете путем поиска новых источников его пополнения. С другой стороны, откровенные заявления о том, что дефицит бюджета связан исключительно с финансированием «новых субъектов», во-первых, не совсем корректен, на мой взгляд, и может вызвать стойкий негатив в отношении политики государства — ведь не секрет, недостаток финансирования и проблемы существуют и во многих других регионах. Во-вторых, мне, как налоговому консультанту, не совсем понятна взаимосвязь увеличенного НДФЛ и финансирования «новых субъектов» — НДФЛ, хоть и налог федеральный, остается на местах, и в Крым и Севастополь никак попасть не может, если не вносить изменения в законодательство полностью (если речь идет именно об увеличении или изменении порядка исчисления НДФЛ, а не введении нового налога)», — комментирует УрБК управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева.

По мнению юристов, в случае принятия законопроекта многие решать уйти «в тень».

«Поэтому я не разделяю оптимизма аналитиков, которые расчитывают увеличение поступлений в бюджет сугубо математическим путем (анализ тенденций после пенсионной реформы это доказал). Напротив, мне кажется, целесообразнее было бы сначала проанализировать все уже наступившие последствия, связанные с увеличением взносов: уменьшение собираемости НДФЛ, а позже — и налога на прибыль в связи с уходом «в тень» части бизнеса, и, как следствие, — возросшие дефициты бюджетов на местах», — считает О. Гольцева.

Другие материалы по теме: