Зарубежный аудит в России: Запретить нельзя разрешить
В ответ на санкции США и Запада Россия ограничит деятельность зарубежных аудиторов в стране. Так, иностранным проверяющим будет закрыт допуск к компаниям с государственным участием, Центробанку и ряду органов власти. По мнению участников рынка, запретить таким компаниям проводить аудит российских предприятий будет проблематично, но целесообразно в том случае, если речь идет об «оборонке». Отечественным аудиторам, в свою очередь, нужно выходить на международный уровень.
Напомним, в Госдуме подготовлен законопроект, запрещающий иностранным аудиторам работать с российскими госкомпаниями и органами власти. С таким предложением выступил депутат Евгений Федоров. Ограничение коснется проверяющих из тех стран, которые ввели санкции против России. По мнению автора инициативы, мера сделает российскую политику и экономику более независимыми.
«Система иностранного консультирования пронизывает практически всю экономику и управление Российской Федерации. Поскольку все эти иностранные компании, в основном или практически 100%, американские, то они полностью попадают под политические указания американского руководства. В связи с тем, что в настоящее время эти указания направлены на негативное отношение к Российской Федерации, то, естественно, и ранее, и сейчас эти компании являются средством манипулирования российской экономикой с целью ее стагнации и негативного развития. И, как минимум, они являются фильтрами: какие-то инвестиционные проекты или государственные вложения они поддерживают, а какие-то запрещают или ограничивают», — цитирует Е. Федорова «Коммерсантъ».
Наиболее широко на российском рынке аудита представлены компании KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte и Ernst&Young. Большинство из них, по данным газеты «Известия», уже имеет богатый опыт работы с госструктурами.
KRMG в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года готовила для Минфина и Минспорта обзоры стадионов в России. Работала с «Автодором», РЖД и «Газпромом». PricewaterhouseCoopers сотрудничала с Росимуществом, Минспорта, Минобрнауки и оргкомитетом «Сочи-2014», консультировала «Газпром». Deloitte работала с госзакупками Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга, консультировала ФАС, Росфиннадзор и Следственный комитет, занималась аудитом проектов реконструкции БАМа и Транссиба. Ernst&Young консультировала госорганы по аэропортам Внуково и Пулково, работала с Минприроды, имеет контракт с Минкомсвязи.
По мнению директора аудиторско-консалтинговой компании LA'consulting Юрия Симанкова, запретить компаниям «большой четверки» или «большой шестерки» проводить аудит российских предприятий вряд ли удастся на том основании, что каждая из этих компаний — российское юридическое лицо, входящее в международную сеть, и с российскими же учредителями. Поэтому их нельзя объявить зарубежными. При этом все прекрасно понимают, что это иностранные аудиторы.
«Другое дело, что доступ к предприятиям оборонного комплекса и предприятиям, имеющим государственную тайну, таким аудиторам стоило бы ограничить. Информация, которую получает аудитор международных компаний, попадает в единую базу, и может быть доступна работнику данной организации, имеющему соответствующий доступ, в любой точке мира», — комментирует УрБК Юрий Симанков.
Но опять же, по словам экспертов, возникает вопрос востребованности аудиторского заключения российской компании. Если Челябинский цинковый завод котируется на IPO, заключение малоизвестной российской аудиторской компании не будет соответствовать требованиям Лондонской фондовой биржи.
«Отличие аудиторских компаний «большой шестерки» в том, что они признаны во всем мире и то, что заключения, выданные этим компаниями, авторитетны во многих странах мира. Наши компании такого признания пока не получили, хотя если взять рейтинг самых крупных российских аудиторских компаний, то первая двадцатка, а то и тридцатка — члены международных сетей. Задачей же российского аудита в настоящее время можно считать выход на приемлемый международный уровень. И вступление СРО НП «Аудиторская палата России» в «Международную ассоциацию бухгалтеров IFAC» — серьезный шаг в этом направлении. Соответственно принимаются и международные стандарты аудита», — заключил Ю. Симанков.
Напомним, в Госдуме подготовлен законопроект, запрещающий иностранным аудиторам работать с российскими госкомпаниями и органами власти. С таким предложением выступил депутат Евгений Федоров. Ограничение коснется проверяющих из тех стран, которые ввели санкции против России. По мнению автора инициативы, мера сделает российскую политику и экономику более независимыми.
«Система иностранного консультирования пронизывает практически всю экономику и управление Российской Федерации. Поскольку все эти иностранные компании, в основном или практически 100%, американские, то они полностью попадают под политические указания американского руководства. В связи с тем, что в настоящее время эти указания направлены на негативное отношение к Российской Федерации, то, естественно, и ранее, и сейчас эти компании являются средством манипулирования российской экономикой с целью ее стагнации и негативного развития. И, как минимум, они являются фильтрами: какие-то инвестиционные проекты или государственные вложения они поддерживают, а какие-то запрещают или ограничивают», — цитирует Е. Федорова «Коммерсантъ».
Наиболее широко на российском рынке аудита представлены компании KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte и Ernst&Young. Большинство из них, по данным газеты «Известия», уже имеет богатый опыт работы с госструктурами.
KRMG в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года готовила для Минфина и Минспорта обзоры стадионов в России. Работала с «Автодором», РЖД и «Газпромом». PricewaterhouseCoopers сотрудничала с Росимуществом, Минспорта, Минобрнауки и оргкомитетом «Сочи-2014», консультировала «Газпром». Deloitte работала с госзакупками Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга, консультировала ФАС, Росфиннадзор и Следственный комитет, занималась аудитом проектов реконструкции БАМа и Транссиба. Ernst&Young консультировала госорганы по аэропортам Внуково и Пулково, работала с Минприроды, имеет контракт с Минкомсвязи.
По мнению директора аудиторско-консалтинговой компании LA'consulting Юрия Симанкова, запретить компаниям «большой четверки» или «большой шестерки» проводить аудит российских предприятий вряд ли удастся на том основании, что каждая из этих компаний — российское юридическое лицо, входящее в международную сеть, и с российскими же учредителями. Поэтому их нельзя объявить зарубежными. При этом все прекрасно понимают, что это иностранные аудиторы.
«Другое дело, что доступ к предприятиям оборонного комплекса и предприятиям, имеющим государственную тайну, таким аудиторам стоило бы ограничить. Информация, которую получает аудитор международных компаний, попадает в единую базу, и может быть доступна работнику данной организации, имеющему соответствующий доступ, в любой точке мира», — комментирует УрБК Юрий Симанков.
Но опять же, по словам экспертов, возникает вопрос востребованности аудиторского заключения российской компании. Если Челябинский цинковый завод котируется на IPO, заключение малоизвестной российской аудиторской компании не будет соответствовать требованиям Лондонской фондовой биржи.
«Отличие аудиторских компаний «большой шестерки» в том, что они признаны во всем мире и то, что заключения, выданные этим компаниями, авторитетны во многих странах мира. Наши компании такого признания пока не получили, хотя если взять рейтинг самых крупных российских аудиторских компаний, то первая двадцатка, а то и тридцатка — члены международных сетей. Задачей же российского аудита в настоящее время можно считать выход на приемлемый международный уровень. И вступление СРО НП «Аудиторская палата России» в «Международную ассоциацию бухгалтеров IFAC» — серьезный шаг в этом направлении. Соответственно принимаются и международные стандарты аудита», — заключил Ю. Симанков.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |