Алексей Люков: Сокращение финансирования из-за рубежа скажется на всей банковской системе
О влиянии международных санкций на банковскую систему Челябинской области и России в целом рассказывает председатель комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по финансовым рынкам и кредитным организациям Алексей Люков.
— Алексей Юрьевич, как Вы оцениваете текущее состояние кредитно-финансовой системы Челябинской области? Какова реальная угроза для банковского сектора в связи с внешнеполитической ситуацией, международными санкциями?
— Говоря об особенностях текущего состояния кредитно-финансовой и банковской системы Челябинской области, необходимо отметить, что каких-либо индивидуальных особенностей у нее нет, а есть проекция, отражение того, что происходит в целом в финансовой и банковской сфере страны. Внешнеполитическая ситуация, международные санкции, безусловно, оказывают серьезное влияние на экономику, работу банков и любых других субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Если не обсуждать политическую составляющую данных санкций, а говорить сугубо об экономике, то картина в настоящий момент выглядит следующим образом.
Все то, что затеял Запад в части финансовых санкций, сказывается на ограничении доступа российских банков (в первую очередь банков с государственным участием) к западным рынкам. При этом ломаются привычные схемы финансирования и появляются проблемы с наличием долгосрочных денежных ресурсов. Проблема эта не только для банков, напрямую подпавших под санкции, но и для всей банковской системы. Сейчас во многом внешние источники фондирования закрыты, и полученные за рубежом займы уже нет возможности рефинансировать, их надо возвращать. И возвращать их надо из имеющихся у банков источников, восполнить которые можно только на внутреннем рынке. А эти возможности, увы, очень ограничены. Общая сумма внешнего долга, сформированного российскими банками, составляет более 200 млрд. долларов. И пусть оформленные на Западе кредиты не предполагают сиюминутного расчета и возврат долгов можно растянуть по времени, а положительное сальдо экспорта-импорта товаров России составляет более 200 млрд. долларов в год, но все же без помощи государства самостоятельно аккумулировать такой объем средств без ущерба для своей ликвидности и развития банкам не удастся.
При этом надо понимать, что помощи у государства будут просить не только банки с весомой долей западных кредитов в структуре привлеченных средств, но и компании (в первую очередь тоже с государственным участием), сумевшие назанимать за рубежом сотни миллиардов долларов. Ведь до последнего времени никто особо не уделял внимания рискам долговой устойчивости, возможности рефинансирования. К тому же, если быть объективным, не все полученные за рубежом кредиты шли на модернизацию и производство. Много средств было потрачено в сфере слияний и поглощений для покупки активов, не приносящих дополнительную сиюминутную прибыль. Здесь можно прямо говорить о бесконтрольности процесса заимствований госкомпаний за рубежом.
— В условиях внешнеполитической ситуации многих волнует вопрос повышения банками ставок по кредитам...
— Россия, как и любая другая страна в мире, участвует в глобальном рынке капитала, то есть ей необходимо конкурировать за этот капитал. Но вдруг этот процесс «выключили», а наши компании привыкли фондироваться не только внутри страны, но и из-за рубежа. В условиях существующих санкций и возникновения дефицита ликвидности, высокого уровня ставок для внутренних заимствований, отсутствия на внутреннем рынке требуемого объема долгосрочных ресурсов первое, на чем все это отразится, — кредитные ставки. И это именно то, что мы уже сегодня наблюдаем. ЦБ РФ в текущем году уже три раза повышал ключевую ставку, по которой он предоставляет краткосрочные кредиты банкам, с 5,5 до 8% годовых. Соответственно кредитные ставки банков уверенно ползут вверх. Аналогично будет развиваться ситуация на депозитном рынке. Для сохранения ликвидности банки начали идти на повышение ставок привлечения средств юридических и физических лиц. Уже не выглядит неожиданным повышение процентных ставок по вкладам в иностранной валюте. Об этом в последние дни заявило несколько крупных российских банков.
— Региональные банки в силах противостоять негативным явлениям?
— Что касается региональных банков, то непосредственного влияния экономических санкций они практически не испытают, поскольку мало кто из них занимает деньги за рубежом в значительных размерах. Однако, повторюсь, ситуация с сокращением финансирования из-за рубежа скажется на всей банковской системе. Вряд ли банки сохранят темпы кредитования, если их ресурсная база будет формироваться только за счет внутреннего рынка. На это будет оказывать влияние все: и западные санкции, и падение ВВП, и отток капитала, который, по самым скромным подсчетам, в 2014 году прогнозируется на уровне 100 млрд. долларов.
— Как сегодня складываются взаимоотношения банков и бизнеса в Челябинской области? Доступно ли банковское финансирование?
— Если говорить о взаимоотношениях банков и бизнеса, то здесь все достаточно понятно, хотя нужно признать, что банки стали избирательнее. Сегодня в соответствии с утвержденными ЦБ РФ подходами к оценке банковских рисков и созданием резервов на возможные потери по ссудам основным критерием возможности выдачи кредита является оценка финансового состояния предприятия. Она подвергается очень серьезному анализу с выводами о достаточности капитала предприятия, достаточности в обороте собственных средств, наличии нереальных к взысканию долгов, самой долговой нагрузке предприятия и т. д. Кроме того, банки особое внимание уделяют перспективе развития бизнеса, анализу развития отрасли, в которой работает потенциальный заемщик. Банковское финансирование доступно в первую очередь тем субъектам хозяйственной деятельности, кто имеет прибыльный бизнес (с возможными сезонными колебаниями), кто использует заемные средства строго по целевому назначению и наращивает собственный капитал. Необходимо отметить, что кредитная задолженность предприятий вот уже несколько лет растет очень умеренными темпами. С одной стороны, причиной тому являются все более жесткие подходы регулятора (ЦБ РФ) и непрозрачность бизнеса, и, соответственно, плохое финансовое состояние потенциальных заемщиков. С другой стороны, — трезвая оценка текущей экономической ситуации в стране и непредсказуемость развития событий. Именно поэтому импортозамещение, о котором сегодня так много говорится, гарантированно наберет темпы только тогда, когда отечественный производитель точно будет знать, что аналогичные товары импортного производства не будут поступать на российский рынок определенное количество времени, а не до возможной отмены в любой момент этого решения структурами государственной власти. Действительно, планировать приобретение мощностей, обучение персонала, выпуск конкурентоспособной продукции должного качества и, наконец, самое главное — выход на требуемые рынку объемы и управление ценообразованием невозможно без предсказуемости развития событий в экономике. Вот и получается, что производитель должен все риски выпуска продукции нового профиля и качества брать на себя, поскольку отмена санкций может моментально вернуть на рынок импортный товар, а значит, поставить отечественного производителя в крайне трудное положение. Это очень серьезное решение, на которое сегодня идет далеко не каждый предприниматель, желающий поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию.
— Какие меры необходимо предпринять для оздоровления банковской системы, повышения деловой активности в стране?
— В первую очередь надо начинать серьезнейшую работу по формированию долгосрочных ресурсов внутри страны и снижать зависимость предприятий и бюджета от внешних заимствований. Очевидно, что ни одно более или менее серьезное структурное изменение производства, модернизация не делаются за год или два. Нужны долгосрочные ресурсы. Во всем мире источником формирования этих ресурсов являются страховые, пенсионные фонды. Мы же в принципе не можем определиться, по какому пути должна идти пенсионная реформа, пытаясь сохранить для людей накопительную часть, инвестируемую ими самостоятельно, и покрыть текущий дефицит государственного Пенсионного фонда. Останется или нет в начисляемых пенсиях накопительная часть, которая по идее и является потенциальной инвестиционной составляющей, сейчас никому не известно. Пока мы можем говорить лишь о провале пенсионной реформы как таковой.
Я уже говорил о том, что мы сегодня можем наблюдать постепенное удорожание стоимости кредитных ресурсов. Причем происходит оно в условиях крайне ограниченного роста экономики и деловой активности. Здесь для изменения ситуации необходимо активное участие Банка России, изменение его кредитной политики. Необходимо насыщение рублевыми ресурсами отечественного рынка капитала, замещение, хотя бы частичное, рублевыми средствами иностранного долгового капитала, особенно когда речь идет об инфраструктурных проектах. Это напрямую касается финансовой безопасности страны. Необходимо принять решение в главном вопросе: что для экономики полезнее — дешевые деньги для модернизации с риском увеличения инфляционных процессов или дорогие, жесткий контроль за уровнем инфляции, курсовой политикой. Ведь, как показывает практика, мы можем накопить огромные средства в виде золотовалютных резервов, других государственных фондов накоплений. Этот денежный запас действительно предохраняет от социальных потрясений, но экономику он спасти не в состоянии. Без государственного участия в инвестициях при таком уровне процентных ставок и отсутствии у банков необходимого объема долгосрочных ресурсов техническое перевооружение существующих производств или создание новых практически невозможно. Сегодня, в условиях существующих и декларируемых Западом санкций, эти проблемы стали еще более очевидны.
Беседовала Марина Мещерякова
— Алексей Юрьевич, как Вы оцениваете текущее состояние кредитно-финансовой системы Челябинской области? Какова реальная угроза для банковского сектора в связи с внешнеполитической ситуацией, международными санкциями?
— Говоря об особенностях текущего состояния кредитно-финансовой и банковской системы Челябинской области, необходимо отметить, что каких-либо индивидуальных особенностей у нее нет, а есть проекция, отражение того, что происходит в целом в финансовой и банковской сфере страны. Внешнеполитическая ситуация, международные санкции, безусловно, оказывают серьезное влияние на экономику, работу банков и любых других субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Если не обсуждать политическую составляющую данных санкций, а говорить сугубо об экономике, то картина в настоящий момент выглядит следующим образом.
Все то, что затеял Запад в части финансовых санкций, сказывается на ограничении доступа российских банков (в первую очередь банков с государственным участием) к западным рынкам. При этом ломаются привычные схемы финансирования и появляются проблемы с наличием долгосрочных денежных ресурсов. Проблема эта не только для банков, напрямую подпавших под санкции, но и для всей банковской системы. Сейчас во многом внешние источники фондирования закрыты, и полученные за рубежом займы уже нет возможности рефинансировать, их надо возвращать. И возвращать их надо из имеющихся у банков источников, восполнить которые можно только на внутреннем рынке. А эти возможности, увы, очень ограничены. Общая сумма внешнего долга, сформированного российскими банками, составляет более 200 млрд. долларов. И пусть оформленные на Западе кредиты не предполагают сиюминутного расчета и возврат долгов можно растянуть по времени, а положительное сальдо экспорта-импорта товаров России составляет более 200 млрд. долларов в год, но все же без помощи государства самостоятельно аккумулировать такой объем средств без ущерба для своей ликвидности и развития банкам не удастся.
При этом надо понимать, что помощи у государства будут просить не только банки с весомой долей западных кредитов в структуре привлеченных средств, но и компании (в первую очередь тоже с государственным участием), сумевшие назанимать за рубежом сотни миллиардов долларов. Ведь до последнего времени никто особо не уделял внимания рискам долговой устойчивости, возможности рефинансирования. К тому же, если быть объективным, не все полученные за рубежом кредиты шли на модернизацию и производство. Много средств было потрачено в сфере слияний и поглощений для покупки активов, не приносящих дополнительную сиюминутную прибыль. Здесь можно прямо говорить о бесконтрольности процесса заимствований госкомпаний за рубежом.
— В условиях внешнеполитической ситуации многих волнует вопрос повышения банками ставок по кредитам...
— Россия, как и любая другая страна в мире, участвует в глобальном рынке капитала, то есть ей необходимо конкурировать за этот капитал. Но вдруг этот процесс «выключили», а наши компании привыкли фондироваться не только внутри страны, но и из-за рубежа. В условиях существующих санкций и возникновения дефицита ликвидности, высокого уровня ставок для внутренних заимствований, отсутствия на внутреннем рынке требуемого объема долгосрочных ресурсов первое, на чем все это отразится, — кредитные ставки. И это именно то, что мы уже сегодня наблюдаем. ЦБ РФ в текущем году уже три раза повышал ключевую ставку, по которой он предоставляет краткосрочные кредиты банкам, с 5,5 до 8% годовых. Соответственно кредитные ставки банков уверенно ползут вверх. Аналогично будет развиваться ситуация на депозитном рынке. Для сохранения ликвидности банки начали идти на повышение ставок привлечения средств юридических и физических лиц. Уже не выглядит неожиданным повышение процентных ставок по вкладам в иностранной валюте. Об этом в последние дни заявило несколько крупных российских банков.
— Региональные банки в силах противостоять негативным явлениям?
— Что касается региональных банков, то непосредственного влияния экономических санкций они практически не испытают, поскольку мало кто из них занимает деньги за рубежом в значительных размерах. Однако, повторюсь, ситуация с сокращением финансирования из-за рубежа скажется на всей банковской системе. Вряд ли банки сохранят темпы кредитования, если их ресурсная база будет формироваться только за счет внутреннего рынка. На это будет оказывать влияние все: и западные санкции, и падение ВВП, и отток капитала, который, по самым скромным подсчетам, в 2014 году прогнозируется на уровне 100 млрд. долларов.
— Как сегодня складываются взаимоотношения банков и бизнеса в Челябинской области? Доступно ли банковское финансирование?
— Если говорить о взаимоотношениях банков и бизнеса, то здесь все достаточно понятно, хотя нужно признать, что банки стали избирательнее. Сегодня в соответствии с утвержденными ЦБ РФ подходами к оценке банковских рисков и созданием резервов на возможные потери по ссудам основным критерием возможности выдачи кредита является оценка финансового состояния предприятия. Она подвергается очень серьезному анализу с выводами о достаточности капитала предприятия, достаточности в обороте собственных средств, наличии нереальных к взысканию долгов, самой долговой нагрузке предприятия и т. д. Кроме того, банки особое внимание уделяют перспективе развития бизнеса, анализу развития отрасли, в которой работает потенциальный заемщик. Банковское финансирование доступно в первую очередь тем субъектам хозяйственной деятельности, кто имеет прибыльный бизнес (с возможными сезонными колебаниями), кто использует заемные средства строго по целевому назначению и наращивает собственный капитал. Необходимо отметить, что кредитная задолженность предприятий вот уже несколько лет растет очень умеренными темпами. С одной стороны, причиной тому являются все более жесткие подходы регулятора (ЦБ РФ) и непрозрачность бизнеса, и, соответственно, плохое финансовое состояние потенциальных заемщиков. С другой стороны, — трезвая оценка текущей экономической ситуации в стране и непредсказуемость развития событий. Именно поэтому импортозамещение, о котором сегодня так много говорится, гарантированно наберет темпы только тогда, когда отечественный производитель точно будет знать, что аналогичные товары импортного производства не будут поступать на российский рынок определенное количество времени, а не до возможной отмены в любой момент этого решения структурами государственной власти. Действительно, планировать приобретение мощностей, обучение персонала, выпуск конкурентоспособной продукции должного качества и, наконец, самое главное — выход на требуемые рынку объемы и управление ценообразованием невозможно без предсказуемости развития событий в экономике. Вот и получается, что производитель должен все риски выпуска продукции нового профиля и качества брать на себя, поскольку отмена санкций может моментально вернуть на рынок импортный товар, а значит, поставить отечественного производителя в крайне трудное положение. Это очень серьезное решение, на которое сегодня идет далеко не каждый предприниматель, желающий поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию.
— Какие меры необходимо предпринять для оздоровления банковской системы, повышения деловой активности в стране?
— В первую очередь надо начинать серьезнейшую работу по формированию долгосрочных ресурсов внутри страны и снижать зависимость предприятий и бюджета от внешних заимствований. Очевидно, что ни одно более или менее серьезное структурное изменение производства, модернизация не делаются за год или два. Нужны долгосрочные ресурсы. Во всем мире источником формирования этих ресурсов являются страховые, пенсионные фонды. Мы же в принципе не можем определиться, по какому пути должна идти пенсионная реформа, пытаясь сохранить для людей накопительную часть, инвестируемую ими самостоятельно, и покрыть текущий дефицит государственного Пенсионного фонда. Останется или нет в начисляемых пенсиях накопительная часть, которая по идее и является потенциальной инвестиционной составляющей, сейчас никому не известно. Пока мы можем говорить лишь о провале пенсионной реформы как таковой.
Я уже говорил о том, что мы сегодня можем наблюдать постепенное удорожание стоимости кредитных ресурсов. Причем происходит оно в условиях крайне ограниченного роста экономики и деловой активности. Здесь для изменения ситуации необходимо активное участие Банка России, изменение его кредитной политики. Необходимо насыщение рублевыми ресурсами отечественного рынка капитала, замещение, хотя бы частичное, рублевыми средствами иностранного долгового капитала, особенно когда речь идет об инфраструктурных проектах. Это напрямую касается финансовой безопасности страны. Необходимо принять решение в главном вопросе: что для экономики полезнее — дешевые деньги для модернизации с риском увеличения инфляционных процессов или дорогие, жесткий контроль за уровнем инфляции, курсовой политикой. Ведь, как показывает практика, мы можем накопить огромные средства в виде золотовалютных резервов, других государственных фондов накоплений. Этот денежный запас действительно предохраняет от социальных потрясений, но экономику он спасти не в состоянии. Без государственного участия в инвестициях при таком уровне процентных ставок и отсутствии у банков необходимого объема долгосрочных ресурсов техническое перевооружение существующих производств или создание новых практически невозможно. Сегодня, в условиях существующих и декларируемых Западом санкций, эти проблемы стали еще более очевидны.
Беседовала Марина Мещерякова
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Алексей Люков: Сокращение финансирования из-за рубежа скажется на всей банк ...
- Начальник главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Че ...
- ООО «Инвесткафе»: Вероятность того, что банку «Россия» удастся выжить после ...
- Эксперты: К 2020 году в России останется не более 400 банков
- Первый заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» Алексей Люк ...