Оценка изнутри: Челябинской области присвоят индекс комфорта малой торговли

Российские предприниматели создадут рейтинг субъектов РФ «Индекс комфорта малого торгового бизнеса». Это решение было принято в рамках состоявшегося в Москве Международного саммита по вопросам развития алой торговли . Инициаторами проекта выступили Комитет по торговле «Опоры России» и «Коалиция Владельцев малых торговых форматов и Киоскеров». В число оцениваемых регионов войдет и Челябинская область.

Как рассказали в пресс-службе Коалиции, рейтинг будет построен на критериях, отражающих ключевые проблемы, с которыми сталкивается сегодня в России малая розничная торговля. Среди них: доступность кредитов, арендные отношения, открытость контролирующих органов, ассортимент доступных для малого ритейла товаров, разнообразие торговых форматов, уровень рынка нелегальных потребительских товаров и ряд других.

Профильные федеральные министерства и местные власти не всегда слышат консолидированное мнение малого бизнеса. По мнению вице-президента «Опоры России» Максима Каширина, создаваемый рейтинг позволит решить эту проблему: предприниматели и законотворцы будут свободнее ориентироваться в реалиях отрасли.

«Рейтинг обещает быть очень интересным: к подобным исследованиям органы власти, как правило, прислушиваются, ведь они позволяют увидеть общую картину по стране. Это особенно важно, учитывая неравномерность развития российских регионов. Мы считаем, что своевременное информирование, донесение такой информации до федеральных ведомств поможет усовершенствовать регулирование сферы мелкорозничной торговли» — сказал М. Каширин.

Ежегодно Коалиция будет собирать информацию об успехах российских регионов по целому ряду параметров: от величины арендных ставок на торговые площади до средневзвешенных расходов на электричество и коммунальные услуги.

Большинство из названных «болевых» точек обсуждались на саммите.

Одна из них — недоступность торговых площадей для малых торговых форматов. Делегаты указали на важность решения этой проблемы, так как малая торговля — это максимально удобный для потребителя формат покупки товаров от местных производителей.

«Последние события — санкции и эмбарго — создают совершенно новое положение вещей на рынке продовольствия. Отечественный производитель впервые за много лет получил мощнейший стимул для развития. В этой связи именно малые форматы торговли, в том числе мобильная торговля, становятся особенно актуальны для развития отечественного производства продуктов питания», — подчеркнул вице-президент ассоциации производителей и реализаторов мясомолочной и рыбной продукции «Гастроном» Илья Завельский.

С этой проблемой сталкиваются в соседних странах.

«Вопрос арендных ставок для малого и среднего предпринимательства в Казахстане — один из самых острых. Не все обладают широкими финансовыми возможностями, чтобы самостоятельно выкупить торговое место. У нас арендные договора могут заключать на очень короткие сроки — два или три месяца. Это, конечно, является сдерживающим фактором в развитии малого ритейла, в котором в Казахстане занято порядка 500 тыс. человек. Одним из путей решения этой проблемы мы видим увеличение числа торговых площадей в республике», — рассказывает вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.

Другой темой для дискуссии стал вопрос реализации подакцизных товаров в малом ритейле. За последние два года малая торговля подверглась в России значительным ограничениям: с 1 января 2013 года из ассортимента всех нестационарных объектов было выведено пиво, а с 1 июня 2014 года киоскам было запрещено торговать табаком.

«Безусловно, мы понимаем соображения, которые двигали авторами законов. Но нельзя за счет малой торговли пытаться решить все социальные проблемы, будь то потребление алкоголя, курение или ожирение. Она просто этого не выдержит. Государство на словах всячески поддерживает малый бизнес, но в то же время выводит из его ассортимента одну группу товаров за другой», — заявил президент «Коалиции Владельцев малых торговых форматов и Киоскеров» Владлен Максимов.

По мнению делегатов, запрет реализации пива в нестационарных торговых объектах не достиг целей, которые ставил перед собой законодатель. В отличие от крепкого алкоголя, возврат которого в нестационарную торговлю даже не обсуждается, реализация пива в таких объектах, по мнению предпринимателей, возможна, и в этом вопросе бизнес готов взять на себя полную ответственность.

Обсуждая вопросы, связанные с реализацией алкоголя в малой рознице, участники саммита отметили, что целый комплекс проблем связан с перегибами, которые допускают регионы на местном уровне. Нередки ситуации, когда они злоупотребляют своими полномочиями по лицензированию и контролю размещения магазинов алкогольной розницы, что делает рынок крайне коррумпированным и приводит к закрытию торговых точек. В этом отношении очевидна необходимость установления единых требований к лицензированию и правилами розничной продажи алкоголя на федеральном уровне.

Растущий уровень контрафакта и контрабанды был признан опасной угрозой и также вошел в критерии оценки регионов. Ужесточение регулирования малого ритейла неизбежно приводит к сокращению числа легальных торговых точек, что стимулирует развитие торговли нелегальной. Проблему контрафакта и контрабанды нельзя преуменьшать — негативный пример из практики торговли табаком привели делегаты из Румынии.

Исполнительный секретарь Национальной Ассоциации малого и среднего бизнеса Румынии Мария Мунтеан сообщила, что рост контрабанды сигарет вызывает у румынских предпринимателей особую тревогу. В июле 2014 года нелегальные сигареты занимали 17% от общей доли рынка.

«Эта ситуация наносит тяжелый удар по законной предпринимательской активности в Румынии, где за первые семь месяцев 2014 года обанкротились 50 тыс. малых предприятий», — отметила она.

Участники саммита ожидают от своих национальных правительств активных действий по борьбе с нелегальным рынком табака и алкоголя и, со своей стороны, готовы поддержать меры, усиливающие ответственность за эти преступления.

Рейтинг будет включать и другие параметры оценки. Среди прочего на основании обратной связи от предпринимателей будет определяться рейтинг глав субъектов РФ по степени их благоприятствования развитию малой торговли. Уже сейчас представители рынка отмечают лидеров среди субъектов РФ — в их числе Московская, Ульяновская области — оказывающих максимальную поддержку развитию мелкорозничной торговли.

Другие материалы по теме: