Пятая часть российских кинотеатров стала нерентабельной из-за цены аренды

УрБК, Москва, 05.12.2014. Посещаемость российских кинотеатров начала падать во II квартале, а осенью снизилась и выручка. В итоге киносети оказались перед непростым выбором — либо повышать цены на билеты, либо уходить из торговых центров, собственники которых не готовы снижать ставки аренды, сообщает РБК Daily.

Во II квартале 2014 года кинотеатры продали примерно 40,6 млн билетов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный квартал 2013, выручка немного выросла — на 1,7%, до 9,983 млрд руб., подсчитал измеритель киносборов Rentrak Corporation. По итогам III квартала посещаемость сократилась только на 0,8%, до 42,9 млн билетов, выручка увеличилась на 4,7%, до 10,061 млрд руб. Но уже в октябре, первом месяце четвертого квартала, падение по билетам «год к году» составило 8%, а по выручке — 14%.

С лета у всех дела пошли плохо, соглашается аналитик портала Filmz.ru Сергей Лавров: «Мы импортозависимая страна, все оборудование оттуда, расчеты идут в валюте. Свою лепту внесли российские фильмы, по экранному времени они занимают чуть ли не 50%, а выручку дают смешную — залы полупустые». Дальше покупательная способность резко пойдет вниз, а «последней вспышкой» станет Новый год, уверен Лавров.

Кинотеатры больше других арендаторов торговых центров пострадали из-за изменения курсов валют, говорит заместитель руководителя отдела торговых помещений CBRE Надежда Цветкова: «Например, продуктовые сети планомерно повышают цены на ряд товаров. Продукты будут нужны всегда, а развлечения — первое, от чего отказываются в кризис».

Киносети утверждают, что уже не в состоянии платить аренду по старым ставкам. «Сегодня по некоторым объектам, где нам еще не удалось договориться о переходе на приемлемые ставки аренды, размер операционных расходов достигает 25%, из которых 15% приходится на аренду, договора по которой номинированы в долл. США, что напрочь убивает экономику кинотеатров», — говорит директор по стратегии сети «Формула кино» Кирилл Иванов. «Половина выручки в любом кинотеатре идет на оплату кинолент. Нормальный целевой показатель по аренде — 8–9%», — добавляет Добровольский из «Люксора».

С 2011 по 2013 годы ставки аренды для кинотеатров общей площадью 3-5 тыс. кв. м. ежегодно увеличивались в среднем на 8-12%, на начало 2014 года средняя ставка составила 250-300 долл. США за 1 кв. м. в год, рассказывает Цветкова. Правда, по ее словам, в 2014 долларовые цены постепенно корректируются вниз: ставка для крупных арендаторов площадью 5 тыс. кв. м. и более снизилась до 150 долл. США за 1 кв. м. в год. По итогам третьего квартала стоимость аренды 1 кв. м. в год опустилась до 170-230 долл. США против 180-270 долл. США годом ранее, подтверждает представитель консалтинговой компании «Магазин Магазинов».

Наилучшим вариантом может стать введение сквозного процента с оборота, когда арендная ставка привязана не к валюте, а к выручке кинотеатра, считает Иванов из «Формулы кино»: «Это нормальная схема, давно практикуемая на Западе. Она создает эффект взаимной заинтересованности владельца торгцентра и кинотеатра в росте и трафика, и доходов. Мы не можем работать себе в убыток, поэтому в случае, если договориться с арендодателями не удастся, мы будем вынуждены закрывать убыточные кинотеатры».

Другие материалы по теме: