Без иллюзий: Потребительская уверенность россиян стремительно падает
Sberbank Investment Research опубликовал очередной выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова». В новом обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. Результаты исследования указывают на падение индекса потребительской уверенности относительно уровня III квартала 2014 года — с минус 7% до минус 24% в IV квартале 2014 года. Эксперты объясняют эту динамику инфляционными опасениями, обеспокоенностью относительно ослабления рубля и ухудшением перспектив на рынке труда в связи с ростом геополитической напряженности и замедлением экономического роста.
Индекс национального благосостояния опустился с минус 19% в III квартале 2014 года до минус 51% в минувшем квартале. Основные причины этого — ускорение инфляции, ухудшение перспектив на рынке труда и заметное ослабление рубля. Эти факторы также отрицательно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился с минус 12% в III квартале до минус 22% в IV квартале 2014 года, несмотря на значительный рост продаж некоторых непродовольственных товаров, существенную девальвацию рубля в середине декабря и последовавшее повышение цен на импортные товары. Эксперты полагают, что снижение индекса было обусловлено главным образом общей макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств будут воздерживаться от крупных покупок в 2015 году.
В IV квартале 2014 года уровень безработицы по сравнению с III кварталом 2014 года вырос на 60 б. п. до 10,6%, а индекс чистого найма снизился с минус 33% до минус 37% за квартал: число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала, увеличилось с 43% до 45%. Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 35%, при этом в течение года данный показатель оставался неизменным на уровне 30%. Как и следовало ожидать, россияне менее оптимистично оценивают перспективы своих работодателей. Доля компаний, которые в ближайшие 12 месяцев рассчитывают расширить бизнес, уменьшилась с 30% до 22%. Средняя зарплата в декабре осталась неизменной — на уровне 30 тыс. рублей. Доля расходов на продукты питания в бюджете россиян также не изменилась (38%). Между тем все остальные расходы в семейном бюджете (за исключением платежей за ЖКУ) уменьшились.
Отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля граждан, не имеющих сбережений, равняется 42% (против 37% в середине года), а доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», сократилась с 8,9% в III квартале до 8,3% в IV квартале 2014 года. Это означает, что сейчас россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений.
В декабре доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. Россияне начинают покупать менее дорогие товары: 60% респондентов пытается экономить на товарах повседневного потребления, а 28% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости. Среди необязательных трат россияне, в первую очередь, отказались от посещения кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Следующими статьями в списке «пострадавших» идут расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).
По наблюдениям граждан, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14,9%, при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей оставались значительно ниже (их годовой рост составил 8,9-9,6%, что отражает осуществление ритейлерами инвестиций в цены). Таким образом, по динамике инфляции крупные сети выглядят лучше рынка в целом (на 5-6%), что дает их покупателям возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления. Как следствие, россияне отдают предпочтение магазинам, принадлежащим котирующимся на бирже розничным сетям, что приведет к значительному росту трафика в ближайшей операционной отчетности, считают аналитики.
Ослабление рубля побудило некоторых россиян приобрести товары длительного пользования, покупка которых в иных обстоятельствах состоялась бы позже: тем самым граждане постарались уберечь свои сбережения от ожидаемого роста цен. Около 15% опрошенных приобрели товар из категории бытовой техники и электроники, 10% купили одежду, 4% — машину.
46% опрошенных не изменили структуру и рублевую стоимость семейного бюджета, что предполагает сокращение потребления в реальном выражении. 20% респондентов начало формировать продуктовые запасы, что, по мнению экспертов, может привести к снижению спроса в I полугодии 2015 года. Поскольку большая часть этих спонтанных покупок осуществлялась в неорганизованных торговых точках, современные розничные площадки, вероятно, продемонстрируют большую устойчивость перед предполагаемым спадом спроса: по оценкам, доля рынка последних в 2015 году будет расти ускоренными темпами.
Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок ниже 2%.
Индекс национального благосостояния опустился с минус 19% в III квартале 2014 года до минус 51% в минувшем квартале. Основные причины этого — ускорение инфляции, ухудшение перспектив на рынке труда и заметное ослабление рубля. Эти факторы также отрицательно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился с минус 12% в III квартале до минус 22% в IV квартале 2014 года, несмотря на значительный рост продаж некоторых непродовольственных товаров, существенную девальвацию рубля в середине декабря и последовавшее повышение цен на импортные товары. Эксперты полагают, что снижение индекса было обусловлено главным образом общей макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств будут воздерживаться от крупных покупок в 2015 году.
В IV квартале 2014 года уровень безработицы по сравнению с III кварталом 2014 года вырос на 60 б. п. до 10,6%, а индекс чистого найма снизился с минус 33% до минус 37% за квартал: число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала, увеличилось с 43% до 45%. Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 35%, при этом в течение года данный показатель оставался неизменным на уровне 30%. Как и следовало ожидать, россияне менее оптимистично оценивают перспективы своих работодателей. Доля компаний, которые в ближайшие 12 месяцев рассчитывают расширить бизнес, уменьшилась с 30% до 22%. Средняя зарплата в декабре осталась неизменной — на уровне 30 тыс. рублей. Доля расходов на продукты питания в бюджете россиян также не изменилась (38%). Между тем все остальные расходы в семейном бюджете (за исключением платежей за ЖКУ) уменьшились.
Отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля граждан, не имеющих сбережений, равняется 42% (против 37% в середине года), а доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», сократилась с 8,9% в III квартале до 8,3% в IV квартале 2014 года. Это означает, что сейчас россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений.
В декабре доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. Россияне начинают покупать менее дорогие товары: 60% респондентов пытается экономить на товарах повседневного потребления, а 28% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости. Среди необязательных трат россияне, в первую очередь, отказались от посещения кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Следующими статьями в списке «пострадавших» идут расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).
По наблюдениям граждан, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14,9%, при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей оставались значительно ниже (их годовой рост составил 8,9-9,6%, что отражает осуществление ритейлерами инвестиций в цены). Таким образом, по динамике инфляции крупные сети выглядят лучше рынка в целом (на 5-6%), что дает их покупателям возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления. Как следствие, россияне отдают предпочтение магазинам, принадлежащим котирующимся на бирже розничным сетям, что приведет к значительному росту трафика в ближайшей операционной отчетности, считают аналитики.
Ослабление рубля побудило некоторых россиян приобрести товары длительного пользования, покупка которых в иных обстоятельствах состоялась бы позже: тем самым граждане постарались уберечь свои сбережения от ожидаемого роста цен. Около 15% опрошенных приобрели товар из категории бытовой техники и электроники, 10% купили одежду, 4% — машину.
46% опрошенных не изменили структуру и рублевую стоимость семейного бюджета, что предполагает сокращение потребления в реальном выражении. 20% респондентов начало формировать продуктовые запасы, что, по мнению экспертов, может привести к снижению спроса в I полугодии 2015 года. Поскольку большая часть этих спонтанных покупок осуществлялась в неорганизованных торговых точках, современные розничные площадки, вероятно, продемонстрируют большую устойчивость перед предполагаемым спадом спроса: по оценкам, доля рынка последних в 2015 году будет расти ускоренными темпами.
Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок ниже 2%.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Без иллюзий: Потребительская уверенность россиян стремительно падает
- Росстат: В III квартале индекс потребительской уверенности россиян снизился ...
- Индекс потребительской уверенности в России снизился на 4%
- Росстат: В III квартале 2010 года индекс потребительской уверенности населе ...
- В I квартале 2010 года индекс потребительской уверенности в России вырос на ...