Цены растут, зарплаты падают: Россияне почувствовали кризис

Россияне в полной мере стали ощущать на себе негативные последствия кризиса. Обеспокоенность сегодняшней экономической ситуацией выразило подавляющее большинство граждан. Свыше 90% отмечают рост цен на продукты, почти половина — сокращение зарплат и премий. В этих условиях потребители продолжают урезать расходы и переводить сбережения в наличность.

По итогам третьей недели января 2015 года 78% экономически активного населения городов-миллионников обеспокоены кризисом. Об этом говорится в исследовании компании Synovate Comcon.

Доля переживающих из-за экономической нестабильности выросла по сравнению с концом прошлого года на 8 процентных пунктов и приближается к аналогичному показателю кризисного «пика», зафиксированного в начале 2009 года. Беспокойство из-за экономического кризиса было спровоцировано увеличением цен, резким падением рубля и проблемами с заработной платой.

Нестабильность курса рубля остается главным событием для экономически активного населения крупных городов России. Влияние курса на себе уже ощутили 66%.

Основным показателем экономического кризиса 2015 года прежде всего является рост цен. В январе уже 91% опрошенных сказали, что они или их родственники за последний месяц ощутили на себе повышение цен (этот показатель даже выше «кризисного» в 2009 году). Наиболее заметно подорожание в категориях продуктов питания, цифровой и бытовой техники и электроники, лекарств и бензина. Хуже, чем в разгар прошлого кризиса, обстоят дела и с доступностью продуктов на полках магазинов.

Напомним, по данным прокуратуры Челябинской области, с августа 2014 по январь 2015 года больше всего на Южном Урале выросли цены на овощи. Так, огурцы подорожали на 478,58%, томаты — 338,13%, сладкий перец — 273,03%. Кроме того, стоимость гречки выросла на 150,7%, , винограда — 95,3%, бананов — 48,25%, яиц — 41,32%, сахара — 40,32%, риса — 34,26%.

На фоне сокращения зарплат и премий (уже 48% опрошенных или членов их семей столкнулись с проблемой) потребители продолжают урезать расходы: более половины (58%) начали экономить на отдыхе и досуге, 41% — на еде и одежде. 23% запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами. 16% приобрели товары, которые не планировали покупать в ближайшее время (прежде всего бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель).

Группа обеспокоенных кризисом была более активна в совершении банковских операций: так, среди них 20% обменяли рубли на валюту (против 7% необеспокоенных), также 39% поспешили снять деньги со счетов в банках или закрыть вклады, переведя сбережения в наличность. Предложениями банков открыть вклад за последний месяц воспользовались пока только 14% экономически активного населения в крупных городах. Как и в конце прошлого года, потребители продолжают вкладывать накопления в крупные покупки — технику, мебель и товары длительного пользования — рост на 6 процентных пунктов. В связи с повышением банковских ставок выросла доля тех, кто отказался от идеи взять кредит в начале года.

Однако, несмотря на фиксируемое снижение зарплат, ожидания россиян относительно будущих изменений доходов оптимистичны. Так, большинство опрошенных считают, что их доходы в будущем увеличатся или останутся на том же уровне. Негативно настроены только 17% группы экономически активных.

Добавим, по результатам опроса исследовательского центр портала Superjob, почти треть россиян не готовы снижать свои зарплатные ожидания.

Другие материалы по теме: