Группа ЧТПЗ: Несыревой экспорт нуждается в стимулировании

Член совета директоров ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» Александр Филатов выступил с докладом о перспективных мерах господдержки несырьевого экспорта крупных и средних компаний с учетом положительного опыта зарубежных стран в рамках панельной дискуссии «Несырьевой экспорт: сделано в России» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Одной из приоритетных задач группы ЧТПЗ является расширение экспорта. В течение пяти лет компания намерена удвоить экспортные отгрузки стальных труб — до 500 тыс. т в 2019 году. В планах нефтесервисного дивизиона группы — ГК «Римера» — ежегодный рост экспортных продаж на 5-10%.

На пути к выполнению данной задачи компания сталкивается с рядом вопросов, общих для производителей высокотехнологичной продукции. Среди них обеспечение защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; адаптация продукции к регулятивным требованиям конкретного рынка; поиск дилера, обучение его сотрудников и обеспечение сервиса поставленной компанией продукции.

В числе мер, которые позволили бы российским компаниям решить их, А. Филатов в первую очередь отметил важность длинного и конкурентоспособного финансирования, а также внедрение института торговых домов. Данные организации могли бы взять на себя выполнение таких функций, как физическое присутствие российских производителей на зарубежном рынке (прием и отправка корреспонденции, переводческие услуги, организация переговоров и логистики); координация деятельности российских производителей в целях минимизации взаимной конкуренции.

«Государственные заказчики в нефтегазовой отрасли в качестве обязательного требования к поставщикам предъявляют необходимость наличия локального офиса, на адрес которого направляется тендерная и иная документация. Без физического присутствия на рынке зачастую нет возможности принять участие в проводимых тендерах», — говорит А. Филатов.

Дополнительным резервом для обеспечения роста экспортных несырьевых поставок является рынок госзакупок стран СНГ, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, где российским экспортерам зачастую требуется поддержка со стороны государства.

«Здесь представляется разумным использовать канадский опыт. Специально созданная Канадская коммерческая корпорация является для бизнеса точкой выхода и доступа к государственным закупкам третьих стран, централизованно решая, среди прочего, вопросы экспортного кредитования, страхования. В России аналогичную функцию в перспективе могла бы выполнять АО «Российский экспортный центр», — отметил А. Филатов.

Другие материалы по теме: