Российский бюджет-2016: Особенности
Министерство финансов обнародовало проект федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета рассчитаны на основе консервативного макропрогноза. Общий объем расходов, как и в 2015 году, определен непосредственно Президентом России, в соответствии с его указанием дефицит не должен был превысить 3% ВВП. Если такая практика продолжится и дальше, можно будет говорить о введении «нового бюджетного правила», отмечают эксперты.
По мнению экономистов, основной проблемой российского федерального бюджета в настоящее время является приведение в соответствие доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы, несмотря на то, что согласно прогнозным расчетам, уже в 2017 году ресурсы Резервного фонда иссякнут, и придется либо использовать средства Фонда национального благосостояния для финансирования бюджетного дефицита, либо вновь сокращать какие-то виды расходов. Уровень доходов федерального бюджета относительно ВВП в 2015 и 2016 году по сравнению с 2014 годом падает на 3 процентных пункта (до 17,2%), снизить же уровень расходов относительно ВВП практически не удается.
Другой важной проблемой является изменение расходных приоритетов федерального бюджета за последние несколько лет.
«Если обсуждать изменение структуры расходов федерального бюджета за период с относительно благополучного 2012 года по 2016 год, можно отметить существенное увеличение доли расходов на национальную оборону и национальную безопасность с 28,4% до 33%. Несмотря на постоянные декларации о сокращении численности государственных служащих, доля расходов на управление за рассматриваемый период практически не сокращается. Долю расходов на социальную политику удалось сократить в 2014 году за счет «заморозки» накопительной части пенсий. Но в 2015-2016 году, несмотря на это, доля социальных расходов вновь полезла вверх. Индексация пенсий в соответствии с инфляцией в 2015 году увеличила долю социальных расходов по сравнению с 2014 годом на 4 п.п. В соответствии с проектом федерального бюджета на 2016 год, доля социальных расходов (прежде всего на трансферт Пенсионному фонду) продолжит расти, несмотря на предполагаемую экономию за счет индексации страховых пенсий по так называемой целевой инфляции», — комментирует ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Особенностью проекта бюджета на 2016 год является резкое увеличение доли расходов на национальную экономику — почти на 2 п.п. В 6 раз выросли расходы по подразделам «Общеэкономические вопросы» и «Исследование и использование космического пространства», отмечает эксперт. Увеличение расходов по подразделу «Общеэкономические вопросы» обусловлено включением в него сразу двух резервных фондов — на 120 млрд. руб. и на 342 млрд. руб. Средства первого из этих фондов, в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете, должны пойти «на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств, по решениям Правительства Российской Федерации», второго — просто на реализацию решений президента и правительства.
«В общем, средства выделены, но куда будут направлены, сообщат позже. Возможно, расходы будут осуществлены вовсе и не в рамках раздела «Национальная экономика», приведенные формулировки вполне это допускают», — говорит А. Чернявский.
Для повышения расходов на национальную экономику, оборону, социальную политику были использованы дополнительные резервы. Это расходы на образование и здравоохранение. Первые по сравнению с 2015 годом сокращаются на 7%, вторые — на 11%.
«В неизменных ценах за последние 4 года это сокращение выглядит устрашающе. По сравнению с 2012 годом сокращение расходов на образование в 2016 году составит 36%, на здравоохранение — почти 50%. Если эти тенденции развивать дальше, и учесть также далеко не радужное состояние региональных бюджетов и внебюджетных фондов, через несколько лет граждане России будут самостоятельно оплачивать расходы на высшее образование, а заодно и на здравоохранение», — считают эксперты.
Впрочем, если верить данным Всемирного Банка, уже в 2013 году в России из бюджета оплачивалось только 48% расходов на здравоохранение.
«Возможности сводить федеральный бюджет с 3%-ным дефицитом не будет уже в 2017 году, если не использовать средства ФНБ и не печатать деньги. Это означает, что от вопроса о приоритетах бюджетных расходов снова уйти не удастся. Направлений для сокращения расходов не так много — это расходы на управление, силовой блок, экономику, человеческий капитал, социальную политику и на регионы», — резюмировал А. Чернявский.
По мнению экономистов, основной проблемой российского федерального бюджета в настоящее время является приведение в соответствие доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы, несмотря на то, что согласно прогнозным расчетам, уже в 2017 году ресурсы Резервного фонда иссякнут, и придется либо использовать средства Фонда национального благосостояния для финансирования бюджетного дефицита, либо вновь сокращать какие-то виды расходов. Уровень доходов федерального бюджета относительно ВВП в 2015 и 2016 году по сравнению с 2014 годом падает на 3 процентных пункта (до 17,2%), снизить же уровень расходов относительно ВВП практически не удается.
Другой важной проблемой является изменение расходных приоритетов федерального бюджета за последние несколько лет.
«Если обсуждать изменение структуры расходов федерального бюджета за период с относительно благополучного 2012 года по 2016 год, можно отметить существенное увеличение доли расходов на национальную оборону и национальную безопасность с 28,4% до 33%. Несмотря на постоянные декларации о сокращении численности государственных служащих, доля расходов на управление за рассматриваемый период практически не сокращается. Долю расходов на социальную политику удалось сократить в 2014 году за счет «заморозки» накопительной части пенсий. Но в 2015-2016 году, несмотря на это, доля социальных расходов вновь полезла вверх. Индексация пенсий в соответствии с инфляцией в 2015 году увеличила долю социальных расходов по сравнению с 2014 годом на 4 п.п. В соответствии с проектом федерального бюджета на 2016 год, доля социальных расходов (прежде всего на трансферт Пенсионному фонду) продолжит расти, несмотря на предполагаемую экономию за счет индексации страховых пенсий по так называемой целевой инфляции», — комментирует ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Особенностью проекта бюджета на 2016 год является резкое увеличение доли расходов на национальную экономику — почти на 2 п.п. В 6 раз выросли расходы по подразделам «Общеэкономические вопросы» и «Исследование и использование космического пространства», отмечает эксперт. Увеличение расходов по подразделу «Общеэкономические вопросы» обусловлено включением в него сразу двух резервных фондов — на 120 млрд. руб. и на 342 млрд. руб. Средства первого из этих фондов, в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете, должны пойти «на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств, по решениям Правительства Российской Федерации», второго — просто на реализацию решений президента и правительства.
«В общем, средства выделены, но куда будут направлены, сообщат позже. Возможно, расходы будут осуществлены вовсе и не в рамках раздела «Национальная экономика», приведенные формулировки вполне это допускают», — говорит А. Чернявский.
Для повышения расходов на национальную экономику, оборону, социальную политику были использованы дополнительные резервы. Это расходы на образование и здравоохранение. Первые по сравнению с 2015 годом сокращаются на 7%, вторые — на 11%.
«В неизменных ценах за последние 4 года это сокращение выглядит устрашающе. По сравнению с 2012 годом сокращение расходов на образование в 2016 году составит 36%, на здравоохранение — почти 50%. Если эти тенденции развивать дальше, и учесть также далеко не радужное состояние региональных бюджетов и внебюджетных фондов, через несколько лет граждане России будут самостоятельно оплачивать расходы на высшее образование, а заодно и на здравоохранение», — считают эксперты.
Впрочем, если верить данным Всемирного Банка, уже в 2013 году в России из бюджета оплачивалось только 48% расходов на здравоохранение.
«Возможности сводить федеральный бюджет с 3%-ным дефицитом не будет уже в 2017 году, если не использовать средства ФНБ и не печатать деньги. Это означает, что от вопроса о приоритетах бюджетных расходов снова уйти не удастся. Направлений для сокращения расходов не так много — это расходы на управление, силовой блок, экономику, человеческий капитал, социальную политику и на регионы», — резюмировал А. Чернявский.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Запланированный дефицит российского бюджета в 2014 году составит более 370 ...
- Правительство Челябинской области одобрило проект бюджета на 2016 год
- Правительство РФ одобрило параметры федерального бюджета на 2010-2012 годы
- В Челябинске принят бюджет на 2016 год
- В 2005 году из областного бюджета было направлено 10 млрд. 307 млн. рублей ...