НАФИ: Безналичные платежи стали более востребованы при повседневных расходах

УрБК, Москва, 22.01.2016. Безналичные платежи среди населения пока не так популярны, как наличные, хотя и стали более востребованы при повседневных расходах. Таковы результаты исследования НАФИ, проведенного в партнерстве с компанией United Card Services.

За последние два года россияне стали в три раза чаще расплачиваться безналичным способом за товары и услуги (5% в 2013 году и 16% в 2015) и в два раза чаще — за мобильную связь (17% в 2013 и 33% в 2015), за интернет и коммерческое ТВ (15% против 28%), за налоги и штрафы (8% против 20%), за кредиты (9% против 17%).

Делая безналичный перевод, больше всего опрошенные доверяют работникам банков, любую сумму без ограничений готовы через кассу банка перевести 52% россиян (в 2013 году было 60%). При этом 13% таким способом согласны провести не более 10 тыс. рублей. Через банкомат любую сумму перевели бы 40% россиян (43% в 2013 году), и 18% — только до 10 тыс. рублей. Совершать покупки с помощью банковской карты в магазине на любую сумму готовы 38%, 18% — только покупки до 10 тыс. рублей. Через платежный терминал и личный кабинет Интернет-банка любую сумму оплатили бы по 29% опрошенных, а вводя реквизиты карты на различных интернет-сайтах, —24%. С помощью мобильного телефона только 22% россиян готовы перевести любую сумму, а с помощью электронного кошелька — 21%.

Опрошенные, выбирающие наличные платежи, признались, что от оплаты картой в Интернете чаще всего их останавливает то, что это небезопасно (46%). Еще четверть сообщили, что не умеют проводить такие платежи (22%), для 20% это долго, поэтому наличными проще.

Барьеры в использовании безналичных платежей в торговых точках были названы такие: не везде принимают карты или принимают от случая к случаю (это указали 44% россиян, предпочитающих наличные платежи), четверть (26%) боятся мошенников, 17% опасаются, что карту могут украсть. По 14% считают, что кто-то может подсмотреть пин-код или торговая точка может повторно списать деньги или не ту сумму. 8% опрошенных, выбирающих наличные, не хотят долго ждать возврат денег при безналичном способе оплаты.

Каждый пятый россиянин, имеющий банковскую карту, использует ее за границей (19%). Чаще остальных это делают опрошенные с высшим образованием (28%). Около трети россиян по той или иной причине не используют карты в зарубежных поездках (31%). Основные опасения пользователей — безопасность (13%) и высокий процент за конвертацию (14%). Половина владельцев карт не выезжают за границу (49%).

«Если раньше значимым барьером для повышения доли безналичных платежей был низкий уровень развития инфраструктуры, а также привычки потребителей, то в настоящее время на первое место выходят опасения, связанные с защитой денежных средств. Основной проблемой является низкий уровень осведомленности о способах защиты карт от действий мошенников. В среднем, россияне используют не более трех способов защиты, отдавая предпочтение таким методам как хранение PIN-кода отдельно от карты, его защита от посторонних глаз при проведении операций и хранение карты отдельно от наличных. При этом с другими способами защиты карты, особенно при использовании ее в Интернете, потребители знакомы достаточно плохо», — прокомментировала руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.

Другие материалы по теме: