Скепсис сохраняется: Финансовым организациям не доверяют 12% россиян

Банк России провел первое исследование о спросе населения на финансовые услуги. Согласно результатам исследования, десятая часть жителей страны не доверяют финорганизациям. В ЦБ такой показатель объясняют невысокой финансовой грамотностью граждан. Эксперты придерживаются иного мнения — доверие к той же банковской системе подрывает массовый отзыв лицензий у участников рынка.

Для проведения исследования Банк России разработал индикаторы финансовой доступности и методику их расчета. На первом этапе были проведены замеры уровня предложения финансовых услуг, а затем — уровня их востребованности.

По результатам исследования стало известно, что доля взрослого населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, составляет 11,9%. Одной из причин недоверия назван недостаток базовых финансовых знаний и непонимание принципов функционирования тех или иных финансовых инструментов. Например, всего 7,4% опрошенных понимают значение термина «основная цель страхования», и немногим более трети респондентов (37,3%) знают, что такое процентная ставка. «Вероятно, поэтому подавляющее большинство граждан (64,1%) в случае, когда им срочно нужны деньги, обращаются к родственникам или друзьям», — полагают авторы исследования.

Между тем, многие эксперты неоднократно заявляли, что падение уровня доверия к банкам связано прежде всего с последними событиями, в частности, с отзывами лицензий. В 2015 году лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 93 кредитных организаций, в 2016 году, по мнению аналитиков РИА «Рейтинг», такая же участь ожидает около 75-95 банков.

Впрочем, значительная часть опрошенных (44,4%) имеет минимум один счет, открытый в кредитной организации. При этом банковские вклады для сохранения сбережений использует немногим более 10% респондентов. 17% участников опроса не захотели открывать вклад из-за низкой процентной ставки.

Непогашенные кредиты или займы в банках, микрофинансовых организациях, кредитных потребительских кооперативах или ломбардах имеют 20,7%. Отказались от банковского кредита в связи с его высокой стоимостью 33,3%.

Согласно исследованию, 61,3% опрошенных качеством услуг финансовых организаций вполне удовлетворены, а 62,9% респондентов уверены, что предлагаемые финансовые услуги положительно влияют на качество их жизни. Способствует этому в том числе распространение дистанционных финансовых услуг и интернет- или мобильного банкинга, которым пользуются 19,3% опрошенных граждан и 65,9% представителей малого и среднего бизнеса.

Также отмечается, что немалая доля опрошенных граждан получает внутренние или международные переводы (20,2%), при этом в два с лишним раза больше тех, кто отправляет деньги по стране или за рубеж (46,8%).

Исследование проводилось по заказу Банка России Национальным агентством по финансовым исследованиям совместно с Фондом «Институт экономической политики им. Е. Гайдара». В процессе исследования Банк России осуществлял функции координатора.

Было опрошено порядка 1600 человек в 150 населенных пунктах Российской Федерации.

Другие материалы по теме: