Челябинская область: Трудовые протесты не за горами?

Центр экономических и политических реформ провел исследование социально-экономической ситуации в регионах России (с точки зрения проблем с выплатами заработной платы, приостановкой работы предприятий), а также протестной активности населения в период с июня 2015 года по настоящее время. Челябинская область вошла в группу регионов, где обстановка особенно острая.

Как отмечают авторы исследования, в связи со сложной экономической ситуацией в стране именно трудовой протест стал наиболее распространенной формой протестной активности в рассматриваемый период. Во многих организациях по всей стране происходят сокращения работников, предприятия приостанавливают свою работу или вовсе закрываются (причем это коснулось и бюджетной сферы в форме так называемой «оптимизации»), повсеместно встает проблема задержки заработной платы.

В исследуемый период большое число предприятий, в том числе градообразующих, по всей стране анонсировало и провело сокращения работников, часть производств столкнулось с потерей заказчиков, банкротством и закрытием. Согласно пояснительной записке к проекту постановления правительства о распределении субсидий, подготовленной Министерством труда и социальной защиты РФ, в конце 2015 года 2,2 тысячи организаций сообщили, что у них есть сотрудники в простое либо переведенные на режим с неполным рабочим днем, или находящиеся в отпуске по соглашению сторон. По сравнению с январем 2015 года число таких работников, согласно этим данным, выросло почти в два раза.

«Таким образом, можно говорить о достаточно широком распространении такого явления, как скрытая безработица. Многие предприятия перевели своих сотрудников на неполный рабочий день (неделю) или в связи с остановкой производства вынудили их взять неоплачиваемый отпуск», — отмечают в ЦЭПР.

Большое число предприятий УрФО перевели своих сотрудников в режим неполного рабочего дня, в особенности это коснулось Свердловской и Челябинской областей. На Южном Урале на режим неполной занятости вынуждены были перейти сотрудники крупных предприятий — ОАО «Миасский машиностроительный завод», Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова, ОАО «Уральская кузница» (г. Чебаркуль), челябинского филиала ОАО «Уральская кузница». По официальным данным, сегодня в Челябинской области в режиме неполного рабочего времени трудятся 6700 человек на 64 предприятиях.

Большое число предприятий охватили массовые сокращения. Согласно пояснительной записке, подготовленной Минтруда, количество уволенных в связи с ликвидацией или сокращением численности штата организации составило с начала 2015 года по начало 2016 года более 630 тысяч человек. Еще примерно столько же работников, согласно этим данным, находятся под угрозой увольнения.

Угроза сокращений повлекла протесты в различных формах (митинги, забастовки, голодовки, подписание коллективных писем и обращений).

Отдельно в исследовании рассматриваются случаи выражения протеста из-за невыплат и задержек заработной платы. Прежде всего, отмечают эксперты, в исследуемый период эта проблема стояла очень остро во многих регионах. При этом с задержками заработной платы столкнулись не только работники проблемных предприятий, но и бюджетники.

Достаточно часто работники, которым задерживают зарплату, обращаются к такой форме протеста, как голодовки. Например, в Челябинской области голодовку в связи с невыплатой зарплат объявили сотрудники коммунальных служб Копейска.

Ситуация в отдельных регионах была оценена с точки зрения активности трудового протеста (то есть выступлений населения в различных формах, связанных с протестом против сокращений сотрудников, невыплатой и задержкой зарплаты, низкими зарплатами на предприятии) в исследуемый период. Регионам присваивался интегральный балл с учетом количества соответствующих мероприятий, их масштабов (социальной значимости и остроты, степени резонанса) и численности.

В группу регионов со сравнительно более высоким уровнем протестной активности попали Самарская область, Свердловская область, Челябинская область, Кировская область, Пермский край (по мнению ЦЭПР, в перечисленных регионах ситуация особенно острая).

В отдельную группу протестных мероприятий эксперты отнесли митинги, посвященные градостроительству, экологической проблематике, благоустройству. Так, на Южном Урале прошел митинг жителей поселка Роза за запрет деятельности загрязняющей окружающую среду Челябинской угольной компании, а также против строительства завода ферросплавов в Троицке.

Одним из важнейших общественно-политических событий осени-зимы 2015 года авторы исследования считают протест дальнобойщиков. Отмечается, что почва для возникновения протеста была создана усилиями властей: система по сбору платы за проезд грузовых автомобилей («Платон») была спроектирована и введена в эксплуатацию без реальных консультаций и согласований с теми, кого такое нововведение могло бы затронуть. В результате этого дальнобойщики фактически были поставлены в условия, когда им пришлось протестовать.

Протест дальнобойщиков против «Платона» в ноябре-декабре прокатился по множеству регионов РФ (Дагестан, Волгоградская область, Ростовская область, Башкортостан, Москва и Московская область, Кировская область, Свердловская область, Новосибирская область, Карелия и т.д.) и принимал различные формы: митинги и пикеты (в Новосибирской области, Карелии, Оренбургской области, регионы ЮФО и СКФО), «улитки» — проезд по трассам с минимально допустимой скоростью и плакатами на автомобилях (Волгоградская область, Кировская область, Мордовия и др.), перекрытие трасс с помощью создания непрерывного потока протестующих, движущихся по пешеходному переходу (Свердловская область, Челябинская область), перекрытие обочин с помощью фур (Ростовская область).

«Несмотря на то, что на сегодняшний день протест дальнобойщиков, по существу, не достиг своих целей, он продемонстрировал, что протестный потенциал может возникнуть у любой социально-профессиональной группы (даже в целом лояльной к власти), если условия ее существования поставлены под угрозу, а также то, что люди способны самоорганизовываться и эффективно использовать имеющиеся для протеста средства», — говорится в исследовании.

Однако, помимо этого, отмечают эксперты, протест дальнобойщиков продемонстрировал, что власть не настроена на ведение переговоров (даже формальных), а в разрешении ситуации она склонна полагаться на силовые методы, а также на равнодушие большинства населения, их неприсоединение к протесту, ведение соответствующей кампании в СМИ (замалчивание проблемы и вброс негативной информации).

В результате проведенного исследования эксперты пришли к неутешительным выводам. В целом в российских регионах наблюдается достаточно депрессивная экономическая ситуация, падает уровень жизни людей, нарастают социальные противоречия. Закрываются или приостанавливают свою работу предприятия, в том числе крупные и градообразующие; в кризисных условиях происходят сокращения работников; часто встречаются случаи невыплаты и задержки зарплат (в том числе на длительный срок), эта проблема уже коснулась и бюджетного сектора; широко распространено явление скрытой безработицы.

Забастовки и иные трудовые протесты возникают на данный момент скорее точечно, однако именно трудовой протест является наиболее распространенной формой протеста в настоящее время. В дальнейшем ЦЭПР прогнозирует нарастание протестных настроений из-за усугубления экономической ситуации.

«В 2015 году было объявлено об отмене или приостановке многих инфраструктурных и бизнес-проектов, строек, что ставит под угрозу большое количество рабочих мест как в настоящее время, так и в будущем. Сталкиваясь с необходимостью решения социально-экономических проблем, люди осознают, что у них не осталось иных инструментов, кроме публичного протеста в той или иной форме» — говорится в исследовании.

По мнению ЦЭПР, расширение социальной базы протеста также возможно за счет групп населения, которые в кризис ставятся государством во все более сложные условия: в 2016 году, учитывая ситуацию с бюджетом, можно ожидать дальнейшего урезания льгот и выплат, задержки зарплат бюджетникам и работникам предприятий, связанным с госзаказом, ухудшения ситуации с социальной инфраструктурой. Как показали выступления дальнобойщиков, в протесты могут быть вовлечены самые разные социальные группы, когда затронуты их ключевые интересы.

Другие материалы по теме: