Кредиты для МСБ: По-прежнему недоступны
Треть компаний в сегменте малого и среднего предпринимательства имеют действующие кредиты, и 12% нуждаются в услуге рефинансирования. В конце 2015 года кредиты для большинства организаций не стали менее доступными. Таковы итоги всероссийского опроса предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, проведенного НАФИ в партнерстве с аналитическим центром АО «МСП Банк» в феврале 2016 года.
Каждый десятый руководитель в сфере малого и среднего предпринимательства отмечает, что в IV квартале 2015 года кредиты стали более доступными (11%). При этом чаще об этом заявляли представители средних компаний (16%). 38% предпринимателей, наоборот, были склонны указывать на то, что кредиты стали для них менее доступны. Половина опрошенных затруднились ответить.
17% субъектов малого и среднего предпринимательства сообщили о том, что планировали в I квартале 2016 года оформить краткосрочный кредит. В большей мере такие намерения высказывают руководители малых компаний (20%), а в меньшей степени — управляющие микропредприятиями (14%). Подавляющее большинство организаций (87%) не планируют брать такие кредиты (на срок менее трех лет). Подать заявку на оформление долгосрочного кредита собираются 8% опрошенных, и в основном предприниматели в сфере малого бизнеса (12%).
Около трети компаний имеют действующие кредиты (31%): среди микропредприятий таких меньше всего (24%), среди малых — 32%, а среди средних — 39%.
12% руководителей компаний в сфере МСП указали на потребность в рефинансировании кредитов, причем 4% это необходимо из-за ухудшения банком условий, а 8% — из-за снижения собственной платежеспособности. В услуге рефинансирования не нуждается каждая пятая компания (19%), и чем крупнее организация, тем она менее заинтересована в рефинансировании (14% среди микро- и 23% среди средних предприятий).
Как отмечают эксперты, проблемы доступности финансовых услуг для представителей малого и среднего предпринимательства уже на протяжении последних пяти лет стабильно входят в топ-5 ключевых проблем бизнеса.
«Основные сложности заключаются в высокой стоимости заемных средств, снижении активности инвесторов, а также ужесточении требований к заемщикам. Следует подчеркнуть, во многом указанные проблемы обусловлены общей ситуацией, которая сложилась на финансовом рынке: банки ограничены в своих возможностях ввиду действующих ограничений со стороны регулятора», — комментирует руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич.
«При этом на текущий момент разработано и активно реализовывается ряд государственных программ поддержки, направленных на повышение доступности финансирования. Одной из таких программ выступает кредитование предприятий малого и среднего высокотехнологичного сектора Банком России. Востребованность программы уже налицо: лимит, который ЦБ выставил на эту программу, выбран на 91%. Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшем будущем системная поддержка бизнеса со стороны государства поможет нивелировать негативное влияние макроэкономики и позволит бизнесу адаптироваться к новым условиям», — считает О. Стасевич.
Инициативный репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2016 года. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России.
Каждый десятый руководитель в сфере малого и среднего предпринимательства отмечает, что в IV квартале 2015 года кредиты стали более доступными (11%). При этом чаще об этом заявляли представители средних компаний (16%). 38% предпринимателей, наоборот, были склонны указывать на то, что кредиты стали для них менее доступны. Половина опрошенных затруднились ответить.
17% субъектов малого и среднего предпринимательства сообщили о том, что планировали в I квартале 2016 года оформить краткосрочный кредит. В большей мере такие намерения высказывают руководители малых компаний (20%), а в меньшей степени — управляющие микропредприятиями (14%). Подавляющее большинство организаций (87%) не планируют брать такие кредиты (на срок менее трех лет). Подать заявку на оформление долгосрочного кредита собираются 8% опрошенных, и в основном предприниматели в сфере малого бизнеса (12%).
Около трети компаний имеют действующие кредиты (31%): среди микропредприятий таких меньше всего (24%), среди малых — 32%, а среди средних — 39%.
12% руководителей компаний в сфере МСП указали на потребность в рефинансировании кредитов, причем 4% это необходимо из-за ухудшения банком условий, а 8% — из-за снижения собственной платежеспособности. В услуге рефинансирования не нуждается каждая пятая компания (19%), и чем крупнее организация, тем она менее заинтересована в рефинансировании (14% среди микро- и 23% среди средних предприятий).
Как отмечают эксперты, проблемы доступности финансовых услуг для представителей малого и среднего предпринимательства уже на протяжении последних пяти лет стабильно входят в топ-5 ключевых проблем бизнеса.
«Основные сложности заключаются в высокой стоимости заемных средств, снижении активности инвесторов, а также ужесточении требований к заемщикам. Следует подчеркнуть, во многом указанные проблемы обусловлены общей ситуацией, которая сложилась на финансовом рынке: банки ограничены в своих возможностях ввиду действующих ограничений со стороны регулятора», — комментирует руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич.
«При этом на текущий момент разработано и активно реализовывается ряд государственных программ поддержки, направленных на повышение доступности финансирования. Одной из таких программ выступает кредитование предприятий малого и среднего высокотехнологичного сектора Банком России. Востребованность программы уже налицо: лимит, который ЦБ выставил на эту программу, выбран на 91%. Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшем будущем системная поддержка бизнеса со стороны государства поможет нивелировать негативное влияние макроэкономики и позволит бизнесу адаптироваться к новым условиям», — считает О. Стасевич.
Инициативный репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2016 года. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- НАФИ: Более половины российских предпринимателей недовольны доходностью сво ...
- НАФИ: Половина российских предприятий столкнулась с ужесточением кредитных ...
- НАФИ: Только 13% малых предприятий пользовались программами господдержки
- НАФИ: Большинство компаний считает самым важным фактором при выборе банка — ...
- НАФИ: Бизнес удовлетворен процедурой проведения банковских платежей