Тотальная экономия: Индекс покупательской активности россиян опустился до минимума

Индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий настроения россиян и их ожидания от будущего, в I квартале 2016 года упал сразу на 11 пунктов к предыдущему кварталу — до 63 п. Это значение стало самым низким за 11 лет измерения индекса Nielsen в стране. В первой половине 2009 года, с наступлением кризиса, индекс также существенно упал — со 104 до 75 пунктов, — однако сегодня настроения российских потребителей мрачнее, чем семью годами ранее, отмечают эксперты.

Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги.

83% российских респондентов сказали, что ожидают или «не очень хороших», или «плохих» перспектив трудоустройства в ближайшем году — это на 12 процентных пунктов больше, чем кварталом ранее; в благоприятное развитие событий верят только 14% (-10 п.п.). Материальное положение их домохозяйств, по мнению 69% опрошенных, в ближайшем году будет или «не очень хорошим», или «плохим» (+8 процентных пунктов к предыдущему кварталу). В «хорошие» же или «отличные» перспективы в части личного финансового положения верят 26% (-10 п.п.). Готовность тратить деньги также вблизи своих исторических минимумов: 80% ответили, что сегодняшнее время не подходит для приобретения того, что необходимо или хочется купить, — на 7 процентных пунктов больше, чем кварталом ранее.

Экономили в I квартале 76% (71% в предыдущем). Среди способов сокращения расходов на первом месте отказ от новой одежды (61%) и развлечений вне дома (59%). 52% россиян переключались на более дешевые бренды продуктов питания, 47% реже ездили куда-то на выходные или короткие праздники, 45% откладывали покупку электроники, 31% тратили меньше на ежегодный отпуск и переносили ремонт в доме.

Свободных денег — то есть средств, оставшихся после удовлетворения основных нужд и выплаты обязательных платежей, — нет у 18% соотечественников. Те же, у кого есть свободные финансы, в основном тратят их на новую одежду (36%), на отпуск (31%), а также переводят в сбережения (31%).

Возросла обеспокоенность российских потребителей по поводу собственной занятости — своей главной тревогой ее назвали 16% (11% кварталом ранее), — и ситуацией в национальной экономике (19% в I квартале 2016 года против 17% в IV квартале 2015 года).

88% оценили состояние российской экономики как «кризисное» (в прошлом квартале — 81%), и 55% не верят, что стране удастся выйти из рецессии в ближайшем году.

«Истощение» — так охарактеризовала состояние российских потребителей сегодня директор по работе с глобальными клиентами Nielsen Россия Марина Лапенкова.

«В течение нелегкого 2015 года настроения были нерадостными, однако ряд социально-политических событий, которые поддерживали патриотический дух, оказывали серьезное положительное влияние на восприятие будущего. Сегодня эти факторы уже сошли на нет, усталость от суровой экономии, в которой потребители живут по крайней мере год, нарастает, отказываться приходится от всех излишеств. Не приносит удовольствия и планирование летнего отпуска: в отсутствие доступных альтернатив россияне или не уходят в отпуск вовсе, или выбирают не совсем радующие их варианты», — прокомментировала М. Лапенкова.

Другие материалы по теме: