Испытание кризисом: Ритейлеры жалуются на низкий спрос

Снижение доходов населения, падение спроса и товарооборота — главные проблемы, волнующие ритейлеров в начале 2016 года. Как отмечают эксперты, оценки предпринимателей адекватны сегодняшнему состоянию потребительского рынка России. При этом ближайшие перспективы розницы представляются весьма туманными.

В I квартале текущего года сектор розничной торговли отметился слабой экономической активностью. Смягчить последствия внешних и внутренних стрессов, резко ухудшивших динамику рынка по итогам 2015 года, не удалось, констатируют эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата организаций розничной торговли.

Значение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), выросшее относительно IV квартала на 2 п.п., составило 0%. На отсутствие положительной динамики в первую очередь повлияли крайне низкие предпринимательские оценки двух основных составляющих индекса: текущей и ожидаемой экономической ситуации, уточнили авторы мониторинга.

Востребованность товаров по-прежнему ограничена слабым потребительским спросом, связанным с падением реальных располагаемых денежных доходов населения. На недостаток спроса как главную проблему своего бизнеса указало большинство (53%) опрошенных. 35% отметили сокращение объемов продаж, 40% — товарооборота в целом.

Рынку не удалось сохранить наметившуюся в 2015 году тенденцию сдерживания роста цен. В 2016 году возможность предпринимателей регулировать их «в ручном режиме», похоже, себя исчерпала, отмечают эксперты. В I квартале о повышении цен реализации сообщили 55% руководителей торговых организаций, об аналогичных планах на II квартал — 50%. Впервые с 2009 года зарегистрирован резкий инфляционный скачок в непродовольственном сегменте: 55% респондентов в I квартале 2016 года против 44% в IV квартале 2015-го.

Наиболее вероятной причиной прервавшегося «антиинфляционного настроя» ритейлеров эксперты ЦКИ назвали попытку руководителей за счет ценового роста сохранить рентабельность предприятий в традиционно не самый удачный для торговли период после новогодних праздников.

Не самым удачным начало года стало и на рынке «розничного» труда. Об увольнениях в своих организациях относительно IV квартала 2015 года сообщила треть руководителей. По итогам I квартала зафиксирован самый мощный всплеск сокращений персонала за всю историю наблюдения (с 1998 года) за сектором.

По словам директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, первые оценки, полученные от российских ритейлеров в 2016 году, по-прежнему неутешительны, но вполне адекватны депрессивному состоянию реального сектора и потребительского рынка России.

«Учитывая текущие и прогнозные оценки предпринимателей, перспективы принципиального улучшения состояния делового климата во II квартале 2016 года весьма сомнительны в связи с отсутствием весомых точек роста. С большей долей вероятности можно предположить, что по итогам I полугодия выявленные текущим обследованием экономические тенденции останутся доминирующими отраслевыми характеристиками», — считает эксперт.

Другие материалы по теме: