Непростые времена: Южноуральские предприниматели ощутили последствия кризиса
Кризис больно ударил по южноуральским предпринимателям. Большинство из них отметили ухудшение ряда показателей. Больше всего пострадала строительная отрасль и сельское хозяйство. Прогнозы представителей МСБ на ближайшие полгода неутешительны: ожидается сокращение объемов производства и инвестиций в развитие бизнеса.
Министерство экономического развития Челябинской области опубликовало итоги мониторинга влияния кризиса на деятельность малого и среднего предпринимательства в регионе за I квартал 2016 года. В рамках исследования было проведено анкетирование 653 субъектов МСБ. Наибольшее количество опрошенных осуществляют предпринимательскую деятельность свыше 5 лет, 26,2% — от 1 до 5 лет и 4,9% — менее 1 года. Большинство респондентов (95,4%) являются субъектами малого предпринимательства (в том числе 61,4% — микропредприятиями), 4,6% —субъектами среднего предпринимательства.
Более половины опрошенных (50,1%, на 2,2 п.п. больше, чем в феврале 2015 года) отметили отрицательные последствия кризиса, выразившиеся в ухудшении некоторых показателей вне зависимости от сферы осуществляемой ими деятельности. 40,6% предпринимателей (+2,4 п.п.) оказались в сложных финансовых условиях, 6,4% (-2,4 п.п.) отметили, что кризис почти не сказался на финансовом состоянии предприятий.
Согласно данным мониторинга, крайне негативно сложившаяся ситуация сказалась на работе предприятий в сфере строительства (48,7%, +3 п.п. по сравнению с февралем 2015 года), сельского хозяйства (46,2%, -3,8 п.п.), торговли и услуг (42,2%, +1,8 п.п.), производства (41,7%, +5,5 п.п.). Представители МСБ жалуются на сокращение платежеспособного спроса потребителей (72,9% респондентов, +5,1 п.п.), 58% опрошенных (+5,9 п.п.) считают, что сложившиеся условия ограничивают возможности для развития бизнеса. При этом 55,9% предпринимателей (+7,7 п.п.) были вынуждены уменьшить размер оборотных средств, а 33,2% респондентов (-3,2 п.п.) отметили возникновение проблем с привлечением кредитов. У 32,6% опрошенных (-2,9 п.п.) возникли трудности при взаимодействии с поставщиками.
Освоение новых видов деятельности стало затруднительным для 36,9% представителей МСБ (+0,7 п.п.).
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, 78,9% опрошенных (−3,3 п.п.) не прибегали к уменьшению фонда оплаты труда как способу снижения затрат. Тем не менее, 21,1 % из общего количества опрошенных (+3,3п.п.) были вынуждены пойти на этот шаг. А 4,9% субъектов МСБ (+0,7п.п.) кризис вынудил временно прекратить хозяйственную деятельность.
В связи со сложившейся ситуацией уменьшение объемов производства продукции в ближайшие полгода прогнозируют 48,1% респондентов (+1,4 п.п.),41,3% опрошенных (+ 3 п.п.) считают, что данный показатель не изменится, 10,6% (−1,1 п.п.) — увеличится.
57,7% опрошенных (−1,6 п.п.) считают, что ассортимент продукции (услуг, работ) не изменится, 27,9% (+5,2п.п.) — прогнозируют сужение ассортимента, 14,4% (+0,9п.п.) — расширение.
62,6% респондентов (+1,8п.п.) не прогнозируют изменение численности работающих на предприятии, 31,6 % (+2,9 п.п.) — предполагают сокращение штата, 5,8% (−0,5 п.п.) — увеличение.
По мнению 56% опрошенных (–1,8 п.п.), объем вложений в развитие бизнеса уменьшится, 32,2% (+6,7п.п.) — не изменится, 11,8% (−2,7п.п.) — увеличится.
62,8% респондентов (–3,8п.п.) считают, что в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике произойдет снижение рентабельности, 30,5% (+5,5 п.п.) — не ожидают изменения оцениваемого показателя, 6,7% (+1,8 п.п.) — предполагают его увеличение.
«Таким образом, последствия кризиса продолжают оказывать негативное влияние на деятельность МСБ», — отмечается в исследовании.
Министерство экономического развития Челябинской области опубликовало итоги мониторинга влияния кризиса на деятельность малого и среднего предпринимательства в регионе за I квартал 2016 года. В рамках исследования было проведено анкетирование 653 субъектов МСБ. Наибольшее количество опрошенных осуществляют предпринимательскую деятельность свыше 5 лет, 26,2% — от 1 до 5 лет и 4,9% — менее 1 года. Большинство респондентов (95,4%) являются субъектами малого предпринимательства (в том числе 61,4% — микропредприятиями), 4,6% —субъектами среднего предпринимательства.
Более половины опрошенных (50,1%, на 2,2 п.п. больше, чем в феврале 2015 года) отметили отрицательные последствия кризиса, выразившиеся в ухудшении некоторых показателей вне зависимости от сферы осуществляемой ими деятельности. 40,6% предпринимателей (+2,4 п.п.) оказались в сложных финансовых условиях, 6,4% (-2,4 п.п.) отметили, что кризис почти не сказался на финансовом состоянии предприятий.
Согласно данным мониторинга, крайне негативно сложившаяся ситуация сказалась на работе предприятий в сфере строительства (48,7%, +3 п.п. по сравнению с февралем 2015 года), сельского хозяйства (46,2%, -3,8 п.п.), торговли и услуг (42,2%, +1,8 п.п.), производства (41,7%, +5,5 п.п.). Представители МСБ жалуются на сокращение платежеспособного спроса потребителей (72,9% респондентов, +5,1 п.п.), 58% опрошенных (+5,9 п.п.) считают, что сложившиеся условия ограничивают возможности для развития бизнеса. При этом 55,9% предпринимателей (+7,7 п.п.) были вынуждены уменьшить размер оборотных средств, а 33,2% респондентов (-3,2 п.п.) отметили возникновение проблем с привлечением кредитов. У 32,6% опрошенных (-2,9 п.п.) возникли трудности при взаимодействии с поставщиками.
Освоение новых видов деятельности стало затруднительным для 36,9% представителей МСБ (+0,7 п.п.).
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, 78,9% опрошенных (−3,3 п.п.) не прибегали к уменьшению фонда оплаты труда как способу снижения затрат. Тем не менее, 21,1 % из общего количества опрошенных (+3,3п.п.) были вынуждены пойти на этот шаг. А 4,9% субъектов МСБ (+0,7п.п.) кризис вынудил временно прекратить хозяйственную деятельность.
В связи со сложившейся ситуацией уменьшение объемов производства продукции в ближайшие полгода прогнозируют 48,1% респондентов (+1,4 п.п.),41,3% опрошенных (+ 3 п.п.) считают, что данный показатель не изменится, 10,6% (−1,1 п.п.) — увеличится.
57,7% опрошенных (−1,6 п.п.) считают, что ассортимент продукции (услуг, работ) не изменится, 27,9% (+5,2п.п.) — прогнозируют сужение ассортимента, 14,4% (+0,9п.п.) — расширение.
62,6% респондентов (+1,8п.п.) не прогнозируют изменение численности работающих на предприятии, 31,6 % (+2,9 п.п.) — предполагают сокращение штата, 5,8% (−0,5 п.п.) — увеличение.
По мнению 56% опрошенных (–1,8 п.п.), объем вложений в развитие бизнеса уменьшится, 32,2% (+6,7п.п.) — не изменится, 11,8% (−2,7п.п.) — увеличится.
62,8% респондентов (–3,8п.п.) считают, что в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике произойдет снижение рентабельности, 30,5% (+5,5 п.п.) — не ожидают изменения оцениваемого показателя, 6,7% (+1,8 п.п.) — предполагают его увеличение.
«Таким образом, последствия кризиса продолжают оказывать негативное влияние на деятельность МСБ», — отмечается в исследовании.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Непростые времена: Южноуральские предприниматели ощутили последствия кризис ...
- Более 70% россиян ощутили экономический кризис
- Экономический кризис ощущают три четверти россиян
- RAEX (Эксперт РА): 96% опрошенных банкиров не ожидают роста процентных став ...
- ФОМ: Почти 40% бизнесменов ожидают сокращения продаж в этом году