Розничные банки в 2016 году: Потенциал ограничен

По итогам 2016 года портфель кредитов населению может вырасти на 3-5%, до 11-11,5 трлн. рублей, в том числе за счет оживления рынка кредитов без обеспечения. Точки роста необеспеченной розницы — работа с действующими качественными заемщиками путем кросс-продаж и увеличения лимитов, а также расширение базы заемщиков в рамках «зарплатных» проектов. Однако для банков-монолайнеров возможности роста их розничного бизнеса ограничены низким качеством сформированного портфеля и отсутствием качественного потока клиентов «с улицы». Об этом говорится в аналитическом обзоре по рынку розничного банковского кредитования, подготовленном Национальным агентством финансовых исследований.

По оценкам НАФИ, по итогам I квартала 2016 года объем предоставленных розничных кредитов вырос на 20% (год к году), на столько же он сократился в I квартале прошлого года. Выдача кредитов без обеспечения выросла в среднем на 15%, что позволило портфелю необеспеченной розницы в марте показать нулевой темп прироста (начиная с января прошлого года, месячная динамика портфеля стабильно находилась в отрицательной зоне).

Наиболее высокие темпа роста выдач наблюдались в ипотечном кредитовании и автокредитовании (примерно по 50%), что эксперты связывают с продлением программ господдержки данных сегментов до конца 2016 года.

По итогам I квартала 2016 года ряд розничных монолайнеров (ОТП Банк, ХКФ Банк, Ренессанс Кредит) вновь оказались убыточными из-за возросших отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Большинство крупнейших банков, кредитующих население, за первые три месяца года показали рост уровня просроченной задолженности на балансе. Совокупно по системе доля просрочки по розничному портфелю на 1 апреля 2016 года составила около 8,5%. По оценкам НАФИ, наименьший уровень просрочки характерен для ипотеки (1,7%) и автокредитов (порядка 5%),наибольший — порядка 11-12% — сохраняется в необеспеченной рознице.

По прогнозу НАФИ, в 2016 году совокупный портфель кредитов физлиц может прибавить до 5%. Опережающими темпами — порядка 15-17% — будет расти ипотечный портфель за счет реализации госпрограммы и небольшого снижения кредитных ставок вследствие избыточной ликвидности в секторе и ожидаемого снижения ключевой ставки во II полугодии 2016 года. Рост портфеля автокредитов ожидается на уровне 7-10%. Эффект «низкой базы» обеспечит положительную динамику в сегменте необеспеченной розницы (порядка 5-7%). При этом аналитики ожидают стабилизацию уровня просроченной задолженности и даже ее снижения до конца года: в сегменте ипотеки и автокредитов — до 1,5% и 4,5%, в сегменте необеспеченной розницы — до 10-10,5%.

По мнению экспертов, несмотря на оживление рынка необеспеченных кредитов, потенциал для долгосрочного роста розничного бизнеса большинства банков-монолайнеров ограничен. Основа для роста необеспеченной розницы сегодня — работа с действующими качественными заемщиками путем расширения лимитов кредитования и кросс-продаж, а также кредитование в рамках «зарплатных» проектов. В связи с этим опережающий рост портфеля кредитов без обеспечения в 2016 году будут демонстрировать, в первую очередь, универсальные банки с высокой долей расчетных счетов юрлиц, а также розничные банки, ранее проводившие осторожную политику в части выдачи кредитов и тем самым сформировавшие более качественную клиентскую базу. Для большинства банков-монолайнеров возможности роста их розничного бизнеса ограничены низким качеством сформированного портфеля и отсутствием качественного потока клиентов «с улицы».

По мнению НАФИ, розничным монолайнерам необходимо продолжить работу в направлении диверсификации бизнеса. Возможные точки роста — операции с облигациями крупных компаний, а также продажа некредитных страховок и продуктов сторонних банков. Диверсификация розничного бизнеса за счет классического корпоративного кредитования сегодня мало реализуема — крупный бизнес привлекут только низкие ставки, что еще больше ударит по рентабельности, а сегмент МСБ демонстрирует крайне высокий уровень дефолтности. Выход — кредитование реального сектора путем покупки облигаций крупных российских компаний. Второе направление — продажа страховых полисов, не привязанных к выдаче кредитов (а значит носящих нециклический характер), а также предоставление за комиссию кредитов банков-конкурентов, что позволит расширить как линейку продуктов банков, так и узнаваемость его бренда.

Другие материалы по теме: