Эксперты: В 2016 году объем онлайн-платежей покажет скромный прирост

Рынок онлайн-платежей в 2015 году стагнировал, а в текущем году, пор мнению экспертов, вырастет лишь на 6-9%. Между тем, на Урале платежи через интернет совершает подавляющее большинство жителей.

Совокупный объем интернет-платежей физлиц за 2015 год вырос менее чем на 1% и составил 1,7 трлн. рублей, в то время как с 2010 по 2014 год средние темпы прироста составляли 44%. Об этом говорится в исследовании «Интернет-банкинг в России: время для автоматизации», подготовленном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА).

«Причиной слабой динамики является общее снижение на 9% объемов операций физических лиц в 2015 году — это реакция клиентов банков на шоки, связанные с девальвацией национальной валюты и снижением реального дохода. Количество интернет-платежей физических лиц за 2015 год упало на 5%, до 88 млн. единиц», — отмечает управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX Станислав Волков.

По его словам, уменьшению количества операций отчасти способствовало структурное изменение рынка: доля количества платежей, совершенных через интернет, упала с 40 до 35%, а число платежей, совершенных клиентами посредством СМС-сообщений, выросло более чем в три раза.

Клиенты банков стали чаще использовать СМС-банкинг вместо классического интернет-банкинга для переводов и оплаты услуг на небольшие суммы. Причина — активная работа банков и операторов сотовой связи по проведению ряда операций, осуществляемых через СМС-сообщения. По оценкам RAEX, в 2016 году объем онлайн-платежей покажет скромный прирост на уровне 6–9% за счет работы банков по автоматизации части клиентских операций и роста доли активных пользователей.

По мнению аналитиков, увеличить долю активных пользователей позволит упрощение интерфейса и повышение удобства систем дистанционного банковского обслуживания. Например, в 37% систем пользователи могут перевести средства на счет другого клиента банка по номеру мобильного телефона без длительного заполнения реквизитов. Большие возможности для автоматизации пользовательских функций также связаны с интеграцией с информационными базами органов власти. Этим летом в работу запускается единая платформа с информацией обо всех поставщиках коммунальных услуг — ГИС ЖКХ. Большинство провайдеров уже заявили о желании интегрировать с ней свои системы, что позволило бы увеличить наполняемость интернет-банка поставщиками услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Функционал мобильного банкинга практически сравнялся с классическим интернет-банкингом, что привлекает все больше пользователей. Клиенты свыше 80% систем ДБО могут совершать операции через приложения для мобильных устройств, тогда как в 2011 году только треть банков имели мобильные приложения. Как и годом ранее, лидером являются приложения на платформе iOS, однако только 18% систем имеют доступ ко всем основным мобильным платформам (Android, iOS и Windows Phone). За счет внедрения большинства наиболее востребованных клиентами функций конкуренция среди провайдеров ДБО уже второй год находится на пике. Разница в баллах между лидером рейтинга и системой, находящейся на 5-й строчке, за прошедший год сократилась на четверть, отмечается в исследовании RAEX.

Напомним, по данным опроса «TNS Россия», платежи в интернете совершает подавляющее большинство жителей Урала: 93% опрошенных оплачивают онлайн минимум одну услугу за год. В среднем по стране эта цифра составляет 92% опрос проводился в городах с населением 700 тыс. человек в шести федеральных округах и в городах с населением от 600 тыс. человек в Дальневосточном регионе).

Чаще всего жители России платят онлайн за сотовую связь (77%) пользователей. 66% опрошенных расплачиваются онлайн за покупки в интернет-магазинах, а 60% — за ЖКУ. Больше половины интернет-пользователей — 59% — отправляют онлайн денежные переводы, а 37% покупают билеты на концерты, в кино и театры. Следующие по популярности категории интернет-платежей: штрафы ГИБДД и налоги — 34%, билеты на поезда и самолеты — 33%, кредиты — 31%, различный онлайн-контент — 23%, онлайн-игры — 19%.

Через интернет-банкинг и смс чаще платят за сотовую связь, а с карт и из кошельков — за покупки в интернет-магазинах. При этом в среднем по России лишь 54% интернет-пользователей оплачивают онлайн-заказ наличными курьеру. На Урале этот показатель составляет 49%.

Электронными кошельками пользуется большинство опрошенных из Уральского округа — 62%. В среднем по стране этот показатель такой же. Выше среднего он на Дальнем Востоке (69%) и Юге (67%). В других регионах эта цифра совпадает со средней или отличается незначительно: в Москве из кошельков платят 63% пользователей, в Санкт-Петербурге — 62%, в Сибири — 61%, а в Приволжье — 60%.

С повсеместным распространением мобильного интернета заметно увеличилось число платежей со смартфонов: 73% жителей Урала платят таким образом минимум раз в год. 36% из них перечисляют средства из электронных кошельков, 59% — через приложения интернет-банкингов, а 52% — с банковских карт. В целом по стране товары и услуги с мобильных оплачивают 74% россиян, из электронных кошельков — 38%, через интернет-банкинги — 61%, с банковских карт — 55%.

Другие материалы по теме: