За полисом — в интернет: Как меняется российский рынок страхования

Россияне все чаще обращаются к интернету в поисках информации по ОСАГО. Все больше пользователей предпочитают самостоятельные путешествия, поэтому интерес к туристическим страховкам продолжает расти из года в год. Популярными у граждан становятся также услуги страхования жизни и имущества. К таким выводам пришли эксперты Google.

Компания Google проанализировала пользовательские запросы и выявила основные тенденции на российском рынке страхования. Исследование отражает сравнительные данные за 2014, 2015 и январь-август 2016 гг.

Как показали результаты исследования, количество запросов по страховым продуктам ежегодно растет. Так, в 2015 году рост составил 50%, а в январе-августе 2016-го — 41% относительно аналогичного периода прошлого года. Согласно статистике поисковых запросов Google, наибольшую активность пользователи проявляют в периоды с марта по апрель и с сентября по декабрь. В январе, феврале и мае традиционно отмечается относительное снижение интереса к страховым продуктам. Подобная тенденция наблюдалась и в 2014, и в 2015 гг. А в 2016 году рост запросов отмечен уже в августе.

ОСАГО

Как показало исследование, ОСАГО остается самым востребованным страховым продуктом среди аудитории Рунета. По сравнению с 2015 годом в январе-августе 2016-го количество запросов по ОСАГО заметно выросло — на 57%.

С точки зрения регионального распределения, больше всего запросов приходится на Южный и Волжский федеральный округа. А наибольший прирост запросов приходится на Северо-Кавказский (в 2,3 раза), Южный (в 1,5 раза), Уральский (+68%) и Приволжский (+64%) федеральные округа. Это регионы, где сложилась наиболее сложная ситуация с доступностью полисов ОСАГО.

«Стоит отметить, что пользователи с интересом восприняли возможность купить полис ОСАГО онлайн. С начала 2014 года интерес к электронному ОСАГО и ОСАГО онлайн вырос в 72 раза и теперь составляет примерно четверть запросов от ОСАГО в целом», — комментирует специалист по финансовому сектору Google Шухрат Якубов.

Также эксперты отмечают практически двукратное увеличение интереса к услугам автоюристов за прошедшие 2 года. Теперь около трети запросов на автоюристов приходится на Центральный федеральный округ, в то время как 20% запросов приходится на Приволжский федеральный округ, а около 15% — на Южный федеральный округ.

КАСКО

В то же время интерес к КАСКО заметно упал.

«Это связано с падением рынка новых автомобилей и удорожанием стоимости полиса КАСКО. Количество запросов снизилось на 17% по сравнению с прошлым годом. Одновременно с этим конкуренция среди брендов сильно возросла — стоимость клика увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорится в исследовании.

Наибольшее падение спроса на КАСКО отмечается в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах — на 22%, 17% и 18% соответственно. Однако в таких регионах, как Северо-Кавказский и Дальневосточный, отмечается рост количества запросов по этой категории — на 7% в каждом регионе.

«Рынок автострахования сохраняет отрицательную динамику — с каждым годом все меньше автомобилей выходит на рынок каско (основу рынка каско сейчас составляют машины до 5-6 лет), интерес со стороны автовладельцев падает. Пик продаж на автомобильном рынке пришелся на 2012 год — было продано более 2,9 млн. машин. Каждый последующий год этот показатель снижался: в 2013 году было продано 2,7 млн. машин, в 2014 — 2,5 млн., в 2015 — уже 1,6 млн. По прогнозам, в 2016 году в России будет продано всего 1,1 млн. автомобилей. Кроме того, в 2013-2015 гг. многим страховым компаниям пришлось заметно повысить цены на полисы автострахования из-за девальвации рубля и попытки удержать уровень убыточности. Это привело к тому, что они потеряли большой сегмент клиентов, которые начали оптимизировать собственные расходы и отказались от необязательных видов страхования», — говорит генеральный директор «Тинькофф Страхования» Вадим Юрко.

Туристическое страхование

Несмотря на общее снижение количества выезжающих за рубеж (на 28% за I полугодие 2016 года, данные РСТ), россияне стали больше интересоваться туристическими страховками. Запросы по полисам туристического страхования в 2016 году выросли на 22% относительно соответствующего периода прошлого года. Более того, в августе 2016 года объем запросов был выше, чем в июле.

Свыше 75% всех запросов по этой категории страховых продуктов приходится на Центральный и Северно-Западный федеральные округа. Значительный рост интереса отмечается в Дальневосточном округе — на 57% относительно прошлого года, в то же время в Южном округе наблюдалось падение интереса к данной категории (на 20% по сравнению с 2015 годом).

«Идет явное и значительное перераспределение каналов продаж от туристических фирм и офлайн-агентов к прямой покупке страхования в интернете. Это движение мы видим не только в страховании, но и во всей индустрии туризма. Потребитель уже привык, что удобнее, проще, надежнее искать гостиницы, билеты, рестораны и маршруты в интернете. Естественным образом и приобретать страховую защиту он жаждет тоже через онлайн. В связи с этим конкретно этот канал продаж быстро растет, двигает запросы, интерес и сами продажи. Сам клиент, по мере роста опыта использования онлайн-канала, понимает, что это: удобнее, технологичнее, и дает возможность иметь дополнительные сервисы», — говорит заместитель генерального директора, директор по маркетингу и развитию компании «АльфаСтрахование»Татьяна Пучкова.

Страхование имущества физических лиц

За прошедшие шесть месяцев интерес к этой категории страховых продуктов среди населения вырос на 20%. Примерно треть запросов по страхованию имущества приходится на Центральный федеральный округ. Также отмечается и повышенный интерес среди жителей Приволжского (16%) и Северо-Западного (15%) федеральных округов.

Напомним, в Челябинской области сборы по страхованию имущества граждан в I полугодии выросли на 8%, до 257 млн. рублей.

Страхование жизни

За январь-август 2016 года интерес пользователей к страхованию жизни вырос примерно в 1,5 раза с прошлого года. Почти 30% запросов приходится на Центральный федеральный округ. Также страхованием жизни активно интересуются и жители других регионов — Приволжского (20%), Южного (14%) и Сибирского (14%). Наименьшим спросом страхование жизни пользуется среди населения Северо-Кавказского федерального округа — только 1% запросов приходится на этот регион.

Развитие страхования жизни эксперты связывают с постепенным восстановлением рынка кредитования (граждане оформляют полисы при получении займа в банке), а также с ростом популярности продуктов инвестиционного страхования жизни.

«На фоне снижения ставок по депозитам растет интерес к финансовым продуктам с нефиксированным доходом, в том числе к инвестиционному страхованию жизни. Такие продукты предполагают не только страховую защиту жизни и здоровья, но и получение инвестиционного дохода от страховых взносов», — поясняет директор Челябинского филиала СОГАЗа Ирина Савчук.

Как отмечается в исследовании Google, страхование жизни является самым «брендовым» страховым продуктом: в августе 2016 года 40% поисковых запросов пользователей содержали название конкретной страховой компании (по сравнению с 23% по добровольному медицинскому страхованию и 19% по ОСАГО).

Другие материалы по теме: