Безалкогольное пиво: Рост продаж на падающем рынке
За три года рынок алкогольной продукции в России упал на 20%, при этом продажи безалкогольного пива выросли на 14%. По мнению экспертов, драйвером данного сегмента рынка стала реклама.
Российский рынок алкоголя в 2016 году продолжил свое падение, хотя и не так стремительно, как в предыдущие годы. За январь-сентябрь 2016 года, по данным Росстата, объем продаж алкогольных напитков в абсолютном выражении составил 72,5 млн. дкл, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом за 9 месяцев 2015 года рынок падал на 8,9% по отношению к тому же периоду в 2014 году. Еще больше рынок сжался в период между 2013 и 2014 годами — тогда аналогичный показатель составил 9,5% (по оперативным данным Росстата). «Таким образом, можно говорить о более чем 20%-ом падении российского рынка продаж алкогольной продукции за последние три года», — отмечают представители экспертной группы Investpoint.
Падение происходит практически во всех сегментах алкогольной продукции: за январь-сентябрь 2016 года (по сравнению с 9 месяцами 2015 года) на 3,4% упали продажи водки и ликероводочных изделий, на 1,2% — винодельческой продукции, на 4,2% — шампанского и игристых вин, на 3,2% — пива.
При этом, по данным Nielsen, за 9 месяцев текущего года значительно увеличился объем продаж безалкогольного пива: рост составил 14% по отношению к аналогичному периоду 2015 года (563 тыс. гкл и 494 тыс. гкл в абсолютных величинах).
«Рост сегмента безалкогольного пива на фоне падения рынка алкогольной продукции объясняется, во-первых, меньшим объемом, а значит и большей динамикой. Доля сегмента безалкогольного пива в России, в отличие от европейских стран, относительно невелика и составляет 1,2%. Во-вторых, в отличие от алкоголя, безалкогольное пиво разрешено рекламировать, что сказывается на его высокой динамике продаж. То есть в данном случае реклама выступает драйвером сегмента безалкогольного пива», — пояснил аналитик рынка потребительских товаров группы Investpoint Даниил Косарев.
По оценкам экспертов рынка пивоваренной отрасли, реклама безалкогольного пива стала драйвером данного сегмента после ряда определенных нововведений со стороны рекламодателей. В частности, Союз российских пивоваров в сотрудничестве с ФАС разработал и ввел с 1 марта 2016 года добровольную унифицированную маркировку рекламы безалкогольного пива в виде легко определяемой пиктограммы. Еще раньше, в начале 2016 года, Союз на добровольной основе согласовал с ФАС «Кодекс коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива», который предусматривает еще более жесткие требования к производителям. Таким образом, усилия по разграничению в восприятии покупателя алкогольного пива от безалкогольного принесли свои плоды, и рынок безалкогольного пива начал развиваться.
Как отмечают эксперты, рост потребления безалкогольной пивной продукции является общеевропейской тенденцией, при этом особенно характерной для традиционных пивных рынков. Например, в Нидерландах в прошлом году продажи в этой категории выросли сразу на 27%. В этих условиях российские пивовары стремятся быть в тренде, выпуская безалкогольные варианты уже хорошо зарекомендовавших себя на рынке марок, в частности, Zatecky Gus «Балтики», Velkopopovicky Kozel и Miller компании Efes, Gosser компании Heineken. В этих же целях они адаптируют уже имеющиеся производственные мощности или даже осуществляют инвестиции в новое оборудование.
«Дополнительным стимулом для роста доли безалкогольного пиво в ближайшее время станет решение о сохранении «нулевой» ставки акциза в 2017-2019 годах, за что в течение некоторого времени активно боролись производители этого напитка. Именно такое положение содержится в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс России, принятом Госдумой в первом чтении 2 ноября 2016 года. А это значит, что и для потребителя цена на безалкогольное пиво останется привлекательной», — считают эксперты Investpoint.
Российский рынок алкоголя в 2016 году продолжил свое падение, хотя и не так стремительно, как в предыдущие годы. За январь-сентябрь 2016 года, по данным Росстата, объем продаж алкогольных напитков в абсолютном выражении составил 72,5 млн. дкл, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом за 9 месяцев 2015 года рынок падал на 8,9% по отношению к тому же периоду в 2014 году. Еще больше рынок сжался в период между 2013 и 2014 годами — тогда аналогичный показатель составил 9,5% (по оперативным данным Росстата). «Таким образом, можно говорить о более чем 20%-ом падении российского рынка продаж алкогольной продукции за последние три года», — отмечают представители экспертной группы Investpoint.
Падение происходит практически во всех сегментах алкогольной продукции: за январь-сентябрь 2016 года (по сравнению с 9 месяцами 2015 года) на 3,4% упали продажи водки и ликероводочных изделий, на 1,2% — винодельческой продукции, на 4,2% — шампанского и игристых вин, на 3,2% — пива.
При этом, по данным Nielsen, за 9 месяцев текущего года значительно увеличился объем продаж безалкогольного пива: рост составил 14% по отношению к аналогичному периоду 2015 года (563 тыс. гкл и 494 тыс. гкл в абсолютных величинах).
«Рост сегмента безалкогольного пива на фоне падения рынка алкогольной продукции объясняется, во-первых, меньшим объемом, а значит и большей динамикой. Доля сегмента безалкогольного пива в России, в отличие от европейских стран, относительно невелика и составляет 1,2%. Во-вторых, в отличие от алкоголя, безалкогольное пиво разрешено рекламировать, что сказывается на его высокой динамике продаж. То есть в данном случае реклама выступает драйвером сегмента безалкогольного пива», — пояснил аналитик рынка потребительских товаров группы Investpoint Даниил Косарев.
По оценкам экспертов рынка пивоваренной отрасли, реклама безалкогольного пива стала драйвером данного сегмента после ряда определенных нововведений со стороны рекламодателей. В частности, Союз российских пивоваров в сотрудничестве с ФАС разработал и ввел с 1 марта 2016 года добровольную унифицированную маркировку рекламы безалкогольного пива в виде легко определяемой пиктограммы. Еще раньше, в начале 2016 года, Союз на добровольной основе согласовал с ФАС «Кодекс коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива», который предусматривает еще более жесткие требования к производителям. Таким образом, усилия по разграничению в восприятии покупателя алкогольного пива от безалкогольного принесли свои плоды, и рынок безалкогольного пива начал развиваться.
Как отмечают эксперты, рост потребления безалкогольной пивной продукции является общеевропейской тенденцией, при этом особенно характерной для традиционных пивных рынков. Например, в Нидерландах в прошлом году продажи в этой категории выросли сразу на 27%. В этих условиях российские пивовары стремятся быть в тренде, выпуская безалкогольные варианты уже хорошо зарекомендовавших себя на рынке марок, в частности, Zatecky Gus «Балтики», Velkopopovicky Kozel и Miller компании Efes, Gosser компании Heineken. В этих же целях они адаптируют уже имеющиеся производственные мощности или даже осуществляют инвестиции в новое оборудование.
«Дополнительным стимулом для роста доли безалкогольного пиво в ближайшее время станет решение о сохранении «нулевой» ставки акциза в 2017-2019 годах, за что в течение некоторого времени активно боролись производители этого напитка. Именно такое положение содержится в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс России, принятом Госдумой в первом чтении 2 ноября 2016 года. А это значит, что и для потребителя цена на безалкогольное пиво останется привлекательной», — считают эксперты Investpoint.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Продажи водки и ликероводочных изделий в 2015 году сократились на 6%
- За 9 месяцев текущего года объем продаж пива ОАО «ВЕНА» составил около 3,11 ...
- Розничные продажи водки по итогам I полугодия 2013 года упали на 9,3%
- Пивоваренная компания ОАО «Вена» в Уральском регионе: В 2005 году рост рынк ...
- Индивидуальным предпринимателям могут запретить продавать пиво