Российский рынок контрафакта: Цифры и тенденции
Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России. Общий объем незаконного оборота продукции на основных потребительских рынках составил около 2,5 трлн. рублей, или 9% объема розничной торговли в стране, выяснили эксперты лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.
Исследователи изучили ситуацию на семи рынках, суммарно дающих 60% оборота розничной торговли в России: продовольственных товаров, алкоголя, табачных изделий, изделий легкой промышленности (в том числе спортивной одежды), парфюмерии/косметики, предметов личной гигиены, чистящих и моющих средств.
По оценкам экспертов, общий объем незаконного оборота на них в 2015 году составил около 2,5 трлн. рублей (15% от всего оборота исследуемых рынков).
Лидируют сегменты алкоголя, изделий легкой промышленности, парфюмерии/косметики и продовольствия. В незаконном обороте здесь соответственно около 40%, 35%, 20% и 10% продукции. На последних строчках — чистящие и моющие средства (5%), товары личной гигиены (5%) и табак (4%).
На разных рынках доминируют различные формы незаконного оборота продукции. К примеру, сегмент одежды и меховых изделий отличается «серым» импортом (ввоз товаров с занижением таможенных пошлин в целях уклонения от уплаты налогов). Таким путем в Россию попадает 97% мехов и меховых изделий из Китая, 71% верхней одежды из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия), 89% спортивной одежды из Турции.
Среди изделий легкой промышленности, парфюмерии, косметики и бытовой химии около 10–20% контрафактной продукции (подделки под известные бренды).
В сфере продовольственных товаров «царит» фальсификат (продукция с неполной или недостоверной информацией о ее характеристиках). На рыбном рынке его около 40–50%, на молочном — около 10–20%, среди полусладких и игристых вин — около 30%.
Неучтенный оборот (производство и продажа продукции без учета в Федеральной налоговой службе РФ) преобладает в сегменте водки и ликероводочных изделий — 42%.
Определить незаконную продукцию рядовому покупателю не так-то просто, отмечают в НИУ ВШЭ. Повышается ее качество, производство от кустарного переходит к промышленному. Цена не всегда служит четким ориентиром.
Розничные цены добросовестных и сомнительных продавцов могут отличаться в два-три раза (при откровенных подделках — более чем 10 раз). Однако по многим товарам разница не превышает 10–15%. Кроме того, незаконная продукция может быть дороже, а крупные легальные игроки применяют большие ценовые скидки.
Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом на 1–8% увеличилась доля продаж через интернет, в первую очередь одежды, обуви, парфюмерии и косметики.
Рынки нелегальной торговли постоянно меняются. Так, после введения продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции стали использоваться транзитные схемы. Например, в 2014–2015 годах импорт сыра и творога из Нидерландов в Россию сократился в два раза, а в Беларусь увеличился в 10 раз. Доля Беларуси в импорте в Россию сыра и сливочного масла выросла с 25–30% до 80%.
Как отмечают эксперты, ужесточение российского законодательства и активное применение законов повышают эффективность противодействия нелегальному товарообороту.
Только по незаконному использованию товарных знаков с 2004 по 2015 год в 6–7 раз увеличилось количество дел, возбужденных таможенными органами, почти в 10 раз выросло число дел в арбитражных судах, в 13–14 раз — количество участников рынка, получивших уголовное наказание.
Активнее стали сами правообладатели. Число торговых марок, включенных в реестр таможенной службы России, выросло более чем в девять раз (в 2004 году их было 404, в 2015 году — 3860).
Свою роль в позитивных трендах сыграли возвращение ранее отмененной уголовной ответственности за контрабанду продукции, повышение штрафов за операции с немаркированными товарами, установление ответственности за введение потребителей в заблуждение и т.д.
Однако, по мнению первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева, принятых мер пока недостаточно: не хватает контроля правоохранителей над внутренними рынками; не удается решить проблему хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования; незаконному перетоку продукции на пространстве ЕАЭС способствует разница акцизной политики стран.
В нынешних сложных экономических условиях, по мнению исполнительного директора содружества «РусБренд» Алексея Поповичева, как никогда остро встает вопрос совершенствования взаимодействия госорганов и добросовестных участников рынка в целях противодействия нелегальной торговле и распространению контрафактной продукцией как в России, так и в рамках ЕвразЭС.
Усилить противодействие, считают эксперты, также помогут: технологическое усложнение производства оригинальной продукции; локализация производства глобальными операторами; заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка.
Исследователи изучили ситуацию на семи рынках, суммарно дающих 60% оборота розничной торговли в России: продовольственных товаров, алкоголя, табачных изделий, изделий легкой промышленности (в том числе спортивной одежды), парфюмерии/косметики, предметов личной гигиены, чистящих и моющих средств.
По оценкам экспертов, общий объем незаконного оборота на них в 2015 году составил около 2,5 трлн. рублей (15% от всего оборота исследуемых рынков).
Лидируют сегменты алкоголя, изделий легкой промышленности, парфюмерии/косметики и продовольствия. В незаконном обороте здесь соответственно около 40%, 35%, 20% и 10% продукции. На последних строчках — чистящие и моющие средства (5%), товары личной гигиены (5%) и табак (4%).
На разных рынках доминируют различные формы незаконного оборота продукции. К примеру, сегмент одежды и меховых изделий отличается «серым» импортом (ввоз товаров с занижением таможенных пошлин в целях уклонения от уплаты налогов). Таким путем в Россию попадает 97% мехов и меховых изделий из Китая, 71% верхней одежды из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия), 89% спортивной одежды из Турции.
Среди изделий легкой промышленности, парфюмерии, косметики и бытовой химии около 10–20% контрафактной продукции (подделки под известные бренды).
В сфере продовольственных товаров «царит» фальсификат (продукция с неполной или недостоверной информацией о ее характеристиках). На рыбном рынке его около 40–50%, на молочном — около 10–20%, среди полусладких и игристых вин — около 30%.
Неучтенный оборот (производство и продажа продукции без учета в Федеральной налоговой службе РФ) преобладает в сегменте водки и ликероводочных изделий — 42%.
Определить незаконную продукцию рядовому покупателю не так-то просто, отмечают в НИУ ВШЭ. Повышается ее качество, производство от кустарного переходит к промышленному. Цена не всегда служит четким ориентиром.
Розничные цены добросовестных и сомнительных продавцов могут отличаться в два-три раза (при откровенных подделках — более чем 10 раз). Однако по многим товарам разница не превышает 10–15%. Кроме того, незаконная продукция может быть дороже, а крупные легальные игроки применяют большие ценовые скидки.
Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом на 1–8% увеличилась доля продаж через интернет, в первую очередь одежды, обуви, парфюмерии и косметики.
Рынки нелегальной торговли постоянно меняются. Так, после введения продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции стали использоваться транзитные схемы. Например, в 2014–2015 годах импорт сыра и творога из Нидерландов в Россию сократился в два раза, а в Беларусь увеличился в 10 раз. Доля Беларуси в импорте в Россию сыра и сливочного масла выросла с 25–30% до 80%.
Как отмечают эксперты, ужесточение российского законодательства и активное применение законов повышают эффективность противодействия нелегальному товарообороту.
Только по незаконному использованию товарных знаков с 2004 по 2015 год в 6–7 раз увеличилось количество дел, возбужденных таможенными органами, почти в 10 раз выросло число дел в арбитражных судах, в 13–14 раз — количество участников рынка, получивших уголовное наказание.
Активнее стали сами правообладатели. Число торговых марок, включенных в реестр таможенной службы России, выросло более чем в девять раз (в 2004 году их было 404, в 2015 году — 3860).
Свою роль в позитивных трендах сыграли возвращение ранее отмененной уголовной ответственности за контрабанду продукции, повышение штрафов за операции с немаркированными товарами, установление ответственности за введение потребителей в заблуждение и т.д.
Однако, по мнению первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева, принятых мер пока недостаточно: не хватает контроля правоохранителей над внутренними рынками; не удается решить проблему хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования; незаконному перетоку продукции на пространстве ЕАЭС способствует разница акцизной политики стран.
В нынешних сложных экономических условиях, по мнению исполнительного директора содружества «РусБренд» Алексея Поповичева, как никогда остро встает вопрос совершенствования взаимодействия госорганов и добросовестных участников рынка в целях противодействия нелегальной торговле и распространению контрафактной продукцией как в России, так и в рамках ЕвразЭС.
Усилить противодействие, считают эксперты, также помогут: технологическое усложнение производства оригинальной продукции; локализация производства глобальными операторами; заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Российский рынок контрафакта: Цифры и тенденции
- Россия сократила импорт зарубежных товаров почти на 37%
- В январе 2010 года импорт товаров в Россию из стран дальнего зарубежья в ст ...
- ФТС России: В октябре 2009 года относительно октября 2008 года импорт из ст ...
- ФТС: В мае 2009 года объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья сокр ...