«Стреляют в тире по уточкам»: Россия заняла 131 место в рейтинге восприятия коррупции
Россия опустилась на 12 позиций в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Страна заняла 131-ое из 176 мест, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. Эксперты считают рейтинг не совсем объективным.
Напомним, Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов — 29, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран, пояснили в Transparency International.
Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье — Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга — Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.
По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним.
По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую.
«На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам», — считает она.
Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, называется утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников.
Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.
«Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется», — отмечает Transparency International.
Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.
«С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции — важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане», — говорится в сообщении международной организации.
Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД — в сентябре. Однако, отмечают составители рейтинга, эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.
«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», — говорит А. Поминов.
Transparency International разработала ряд рекомендаций, направленных на снижение уровня коррупции в России. В их числе — принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от администрации президента; повысить независимость избирательных комиссий.
Между тем, эксперты выразили сомнения в объективности представленного рейтинга.
«Рейтинг уровня коррупции, составляемый Transparency International, как и другие их рейтинги, считаю не совсем объективным. Зачастую они формируются на основе опросов и исследований и по сути отражают всего лишь мнение определенной части общества и экспертов об уровне коррупции в той или иной стране. От того, кто выступает в качестве экспертов, зависит конечный результат», — прокомментировал сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Напомним, Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов — 29, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран, пояснили в Transparency International.
Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье — Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга — Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.
По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним.
По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую.
«На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам», — считает она.
Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, называется утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников.
Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.
«Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется», — отмечает Transparency International.
Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.
«С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции — важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане», — говорится в сообщении международной организации.
Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД — в сентябре. Однако, отмечают составители рейтинга, эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.
«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», — говорит А. Поминов.
Transparency International разработала ряд рекомендаций, направленных на снижение уровня коррупции в России. В их числе — принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от администрации президента; повысить независимость избирательных комиссий.
Между тем, эксперты выразили сомнения в объективности представленного рейтинга.
«Рейтинг уровня коррупции, составляемый Transparency International, как и другие их рейтинги, считаю не совсем объективным. Зачастую они формируются на основе опросов и исследований и по сути отражают всего лишь мнение определенной части общества и экспертов об уровне коррупции в той или иной стране. От того, кто выступает в качестве экспертов, зависит конечный результат», — прокомментировал сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Стреляют в тире по уточкам»: Россия заняла 131 место в рейтинге восприятия ...
- Transparency International: Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге ...
- Российские компании признаны самыми коррумпированными в мире
- Россия заняла 49-е место в рейтинге стран по уровню счастья
- Россия вошла в рейтинг 100 лучших стран для ведения бизнеса по версии Forbe ...