Непонятное явление: Нынешний кризис в восприятии россиян
Прошедший год не внес ярких изменений в представления россиян о масштабах и глубине кризиса, которые для значительной части населения остаются непонятными. Жители страны рассматривают кризис как временное явление, рассчитывая пережить его, лишь сократив потребление товаров и услуг. Такие выводы содержатся в новом выпуске «Мониторинга социально-экономического самочувствия населения», опубликованном Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ.
Как показал мониторинг, кризис затронул (незначительно или в сильной степени) 78% населения. Как и год назад, негативные ожидания связаны с переходом на неполную рабочую неделю, понижением размера зарплаты, уходом в неоплачиваемый отпуск. На 5% увеличилась доля тех, кто занят в неформальной экономике. До 15% дошла доля респондентов, сообщивших о потере работы.
«Возможно, часть тех, кто сообщил о потере работы, смогла трудоустроиться и не влилась в число безработных, однако ясно, что рынок труда находится в напряженном состоянии», — отмечают авторы исследования.
Представление российского населения о масштабах кризиса за 2016 год не претерпело особых изменений. Как и в конце 2015 года, более половины (53%) населения полагает, что изменения носят негативный характер. В пользу мнения о стабилизации ситуации высказываются 40,7%, что на 4,6% больше, чем годом ранее. Улучшение экономического климата отмечают всего 3,4% опрошенных. Таким образом, констатируют эксперты, пока мнение о негативном характере изменений преобладает над мнением о стабилизации экономических процессов.
Жители российских мегаполисов, в наибольшей степени ощутившие на себе удар кризиса в конце 2014 года и первой половине 2015 года, быстрее, чем жители других типов поселений, почувствовали улучшения. Если о стабилизации ситуации год назад сообщали 27,8% жителей крупнейших городов, то в конце 2016 года это мнение разделяли уже 39,7%.
Число оптимистов, считающих, что кризисные явления долго не продлятся, за истекший год сократилось более чем вдвое. Преобладающим мнением стало ожидание улучшений не раньше, чем через год-два. В то же время население не настроено на длительное ожидание улучшений. При этом, как и год назад, значительная часть респондентов (16%) не представляет себе, как будут развиваться экономические события, что, по мнению ученых, отражает большую степень неопределенности в восприятии экономической реальности.
Как и в докризисный период, наибольший оптимизм присущ молодым людям, до 30 лет. Различия между людьми в среднем трудоспособном возрасте от 30 до 49 лет и самой старшей возрастной группой 50 лет и старше в 2015-2016 гг. стали едва заметны. «Это наглядно показывает, что именно по людям среднего возраста кризис ударил сильнее всего, и без восстановления материального положения и уверенности этой основной группы потребителей, роста розничной торговли в ближайшей перспективе ожидать не приходится», — говорится в исследовании.
Изменения представлений о длительности кризиса в наибольшей степени затронули бедные слои населения, среди которых с 14,4% до 2,8% сократилась численность тех, кто ожидал быстрых улучшений. Среди этих же слоев до 18% выросла число тех, кто не может оценить масштаба и глубины происходящих в экономике событий.
Численность тех, кто считает себя неуязвимым для кризиса, составляет, как и год назад, всего 8,2%. Не изменилась и доля населения, пока не затронутая кризисом, но ожидающая негативных изменений своего положения в будущем (12%).
Сокращение расходов на товары и услуги стало основной формой адаптации российского населения к кризисным явлениям в экономике, отмечают эксперты. В наибольшей степени эта форма адаптации характерна для бедного населения, среди которого 92% вошли в жесткий режим экономии, однако сокращение потребления демонстрируют также средние и относительно обеспеченные слои.
«В целом, прошедший год не внес ярких изменений в представления россиян о масштабах и глубине кризиса, которые для значительной части населения остаются непонятными. Перспективы выхода из кризиса постепенно отодвигаются, но продолжение негативных явлений в экономике за пределами двух лет большинством населения не рассматриваются. Такие временные рамки заставляют большинство населения, независимо от того, как складывается их личное экономическое положение, рассматривать неблагоприятный период как временное явление, которое можно пережить, не прилагая существенных усилий адаптационного характера и ограничиваясь сокращением потребления товаров и услуг», — резюмируют авторы исследования.
Как показал мониторинг, кризис затронул (незначительно или в сильной степени) 78% населения. Как и год назад, негативные ожидания связаны с переходом на неполную рабочую неделю, понижением размера зарплаты, уходом в неоплачиваемый отпуск. На 5% увеличилась доля тех, кто занят в неформальной экономике. До 15% дошла доля респондентов, сообщивших о потере работы.
«Возможно, часть тех, кто сообщил о потере работы, смогла трудоустроиться и не влилась в число безработных, однако ясно, что рынок труда находится в напряженном состоянии», — отмечают авторы исследования.
Представление российского населения о масштабах кризиса за 2016 год не претерпело особых изменений. Как и в конце 2015 года, более половины (53%) населения полагает, что изменения носят негативный характер. В пользу мнения о стабилизации ситуации высказываются 40,7%, что на 4,6% больше, чем годом ранее. Улучшение экономического климата отмечают всего 3,4% опрошенных. Таким образом, констатируют эксперты, пока мнение о негативном характере изменений преобладает над мнением о стабилизации экономических процессов.
Жители российских мегаполисов, в наибольшей степени ощутившие на себе удар кризиса в конце 2014 года и первой половине 2015 года, быстрее, чем жители других типов поселений, почувствовали улучшения. Если о стабилизации ситуации год назад сообщали 27,8% жителей крупнейших городов, то в конце 2016 года это мнение разделяли уже 39,7%.
Число оптимистов, считающих, что кризисные явления долго не продлятся, за истекший год сократилось более чем вдвое. Преобладающим мнением стало ожидание улучшений не раньше, чем через год-два. В то же время население не настроено на длительное ожидание улучшений. При этом, как и год назад, значительная часть респондентов (16%) не представляет себе, как будут развиваться экономические события, что, по мнению ученых, отражает большую степень неопределенности в восприятии экономической реальности.
Как и в докризисный период, наибольший оптимизм присущ молодым людям, до 30 лет. Различия между людьми в среднем трудоспособном возрасте от 30 до 49 лет и самой старшей возрастной группой 50 лет и старше в 2015-2016 гг. стали едва заметны. «Это наглядно показывает, что именно по людям среднего возраста кризис ударил сильнее всего, и без восстановления материального положения и уверенности этой основной группы потребителей, роста розничной торговли в ближайшей перспективе ожидать не приходится», — говорится в исследовании.
Изменения представлений о длительности кризиса в наибольшей степени затронули бедные слои населения, среди которых с 14,4% до 2,8% сократилась численность тех, кто ожидал быстрых улучшений. Среди этих же слоев до 18% выросла число тех, кто не может оценить масштаба и глубины происходящих в экономике событий.
Численность тех, кто считает себя неуязвимым для кризиса, составляет, как и год назад, всего 8,2%. Не изменилась и доля населения, пока не затронутая кризисом, но ожидающая негативных изменений своего положения в будущем (12%).
Сокращение расходов на товары и услуги стало основной формой адаптации российского населения к кризисным явлениям в экономике, отмечают эксперты. В наибольшей степени эта форма адаптации характерна для бедного населения, среди которого 92% вошли в жесткий режим экономии, однако сокращение потребления демонстрируют также средние и относительно обеспеченные слои.
«В целом, прошедший год не внес ярких изменений в представления россиян о масштабах и глубине кризиса, которые для значительной части населения остаются непонятными. Перспективы выхода из кризиса постепенно отодвигаются, но продолжение негативных явлений в экономике за пределами двух лет большинством населения не рассматриваются. Такие временные рамки заставляют большинство населения, независимо от того, как складывается их личное экономическое положение, рассматривать неблагоприятный период как временное явление, которое можно пережить, не прилагая существенных усилий адаптационного характера и ограничиваясь сокращением потребления товаров и услуг», — резюмируют авторы исследования.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |