Невостребованные кредиты: Предприниматели не хотят влезать в долги
Две трети российский компаний-субъектов МСП за последний год не обращались за кредитами. Свое нежелание прибегать к заимствованиям предприниматели объясняют достаточным запасом собственных средств. Однако, по мнению экспертов, истинная причина кроется в пассивной стратегии ведения бизнеса.
За последний год только треть субъектов МСП (32%) обращались за кредитами или займами, свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ) в феврале 2017 года . В основном это были кредиты для юридических лиц (14%) и займы в МФО (9%). Почти каждый десятый предприниматель признается, что оформлял кредит для нужд предприятия как физическое лицо (8%). 68% предпринимателей не обращались за оформлением займов, и большинство из них объясняют это тем, что рассчитывают на собственные средства.
Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит один раз (51%), еще 22% — дважды, а 27% обращались три и более раз. Те, кто получили одобрение, не всегда получают всю сумму (средняя сумма заявки 8 млн. рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже — 4,7 млн. рублей). Те опрошенные, которым было отказано в кредитах (32%), в половине случаев не получили разъяснений причин отказа (50%).
«Результаты опроса свидетельствуют о невостребованности внешнего финансирования среди подавляющего числа малых и средних предприятий ввиду наличия собственных средств. Однако углубленный анализ показывает, что причина заключается не в устойчивом финансовом положении предприятия, а в преобладании пассивной стратегии ведения бизнеса», — комментирует генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
По ее словам, особенность такой стратегии заключается в ориентации на стабильную прибыль (даже если она невысокая) и минимизацию риска. Такая категория предпринимателей не рассматривает бизнес как инвестицию и не видит смысла в привлечении внешних заемных средств. Пассивной стратегии ведения бизнеса в большей степени придерживаются предприниматели, чей бизнес работает более 10 лет. Кроме того, сегмент характеризуется вынужденными предпринимателями — открывшие дело в 1990-х годах под давлением жизненных обстоятельств.
По мнению вице-президента НАУМИР Елены Стратьевой, одной из причин недостаточной эффективности существующих мер поддержки МСБ зачастую является низкая финансовая грамотность граждан.
«Она проявляется в отсутствии навыков финансового планирования и формирования бюджета, знаний о принципах функционирования различных финансовых институтов, о финансовых инструментах, финансовых рисках и способах защиты прав потребителей финансовых услуг и лишает в итоге субъекта возможности как, собственно, ведения бизнеса, так и возможности узнавать, понимать и пользоваться всеми существующими мерами поддержки», — считает эксперт.
Стоит отметить, что при оформлении заявки на кредит пользовались советами сторонних специалистов 22%, а самостоятельно оформляли 78%. Предприниматели, не прибегавшие к внешним консультациям, получали одобрение по кредитам реже (7%).
Субъекты МСП, имеющие положительный опыт кредитования, в большей степени ориентированы на расширение знаний о финансировании бизнеса (33%) и финансовом планировании (29%), в отличие от предпринимателей, которые получили отказ в кредитовании. Для последних важно получение знаний в части продаж (23%), подбора и управления персоналом (12%).
За последний год только треть субъектов МСП (32%) обращались за кредитами или займами, свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ) в феврале 2017 года . В основном это были кредиты для юридических лиц (14%) и займы в МФО (9%). Почти каждый десятый предприниматель признается, что оформлял кредит для нужд предприятия как физическое лицо (8%). 68% предпринимателей не обращались за оформлением займов, и большинство из них объясняют это тем, что рассчитывают на собственные средства.
Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит один раз (51%), еще 22% — дважды, а 27% обращались три и более раз. Те, кто получили одобрение, не всегда получают всю сумму (средняя сумма заявки 8 млн. рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже — 4,7 млн. рублей). Те опрошенные, которым было отказано в кредитах (32%), в половине случаев не получили разъяснений причин отказа (50%).
«Результаты опроса свидетельствуют о невостребованности внешнего финансирования среди подавляющего числа малых и средних предприятий ввиду наличия собственных средств. Однако углубленный анализ показывает, что причина заключается не в устойчивом финансовом положении предприятия, а в преобладании пассивной стратегии ведения бизнеса», — комментирует генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
По ее словам, особенность такой стратегии заключается в ориентации на стабильную прибыль (даже если она невысокая) и минимизацию риска. Такая категория предпринимателей не рассматривает бизнес как инвестицию и не видит смысла в привлечении внешних заемных средств. Пассивной стратегии ведения бизнеса в большей степени придерживаются предприниматели, чей бизнес работает более 10 лет. Кроме того, сегмент характеризуется вынужденными предпринимателями — открывшие дело в 1990-х годах под давлением жизненных обстоятельств.
По мнению вице-президента НАУМИР Елены Стратьевой, одной из причин недостаточной эффективности существующих мер поддержки МСБ зачастую является низкая финансовая грамотность граждан.
«Она проявляется в отсутствии навыков финансового планирования и формирования бюджета, знаний о принципах функционирования различных финансовых институтов, о финансовых инструментах, финансовых рисках и способах защиты прав потребителей финансовых услуг и лишает в итоге субъекта возможности как, собственно, ведения бизнеса, так и возможности узнавать, понимать и пользоваться всеми существующими мерами поддержки», — считает эксперт.
Стоит отметить, что при оформлении заявки на кредит пользовались советами сторонних специалистов 22%, а самостоятельно оформляли 78%. Предприниматели, не прибегавшие к внешним консультациям, получали одобрение по кредитам реже (7%).
Субъекты МСП, имеющие положительный опыт кредитования, в большей степени ориентированы на расширение знаний о финансировании бизнеса (33%) и финансовом планировании (29%), в отличие от предпринимателей, которые получили отказ в кредитовании. Для последних важно получение знаний в части продаж (23%), подбора и управления персоналом (12%).
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Невостребованные кредиты: Предприниматели не хотят влезать в долги
- Половина российских предпринимателей прогнозируют снижение доступности заем ...
- НАФИ: Только 13% малых предприятий пользовались программами господдержки
- НАФИ: За последний год авиаперелеты бизнес-классом совершали только 13% рук ...
- Кредиты для МСБ: По-прежнему недоступны