Тотальный контроль: Исполнителей госконтрактов обяжут раскрывать структуру цены
Министерство финансов РФ предлагает усилить надзор за государственными контрактами. Ведомство намерено обязать бизнесменов отчитываться за расчеты цены на выполнение услуг и распределение средств по субподрядчикам. Инициатива подверглась резкой критике со стороны Ассоциации участников госзакупок.
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на директора департамента Минфина Татьяны Саакян, контроль цен пока будет введен в тестовом режиме: по контрактам на участок дороги, больницу, линии связи, объект ракетно-космической отрасли и по трем субсидиям для сельскохозяйственных производителей. Речь идет о случаях, установленных решением правительства, проект распоряжения находится на согласовании в ведомствах. Поставщики должны будут раскрывать структуру своих расходов (зарплата, материальные затраты, амортизация и проч.), указать плановую и фактическую чистую прибыль. Это условие будет включаться в госконтракты и соглашения о субсидиях, пояснила представитель министерства.
Цель нововведений — ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. Между тем, специалисты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) сомневаются в необходимости такой системы.
«Занимаясь распределением бюджетных средств, некоторые чиновники берут на себя излишние обязательства, которые далеко выходят за рамки их полномочий и задач по сбережению бюджетных средств. Государство уже создало систему для уменьшения затрат на выполнение контрактов. Вмешиваться в работу бизнеса — означает вернуться к плановой экономике, под руководством государства. Разве такую задачу себе ставили разработчики системы электронных закупок?», — говорит руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов.
По его словам, федеральные чиновники затевают очередную популистскую аферу вокруг государственного бюджета.
«Фактически Федеральное казначейство будет выступать в роли руководителя частных компаний, выполняющих крупные госконтракты. Ведь оно намерено детально разобраться в экономике этих юрлиц и диктовать ценовую политику, вмешиваться во внутренние партнерские контракты, определять «более выгодных» поставщиков и т.п.», — отметил В. Ястребов.
«Получить тотальный контроль над любой компанией под предлогом более выгодной раздачи государственных контрактов — заманчивая перспектива для авторов идеи. Очень удобно распределять миллиарды бюджетных средств, диктуя частному бизнесу схемы выполнения госконтрактов, указывая на «угодных» и «неугодных» субподрядчиков. Подспудно выявляя «черные» схемы и дополнительно шантажируя ими бизнесменов. Нетрудно догадаться, какие фирмы окажутся в результате этого «аудита» среди одобренных федеральными чиновниками: максимально близкие к родственникам казначейства. Мы уже были несколько лет назад свидетелями выполнения строительных госконтрактов в Москве. Теперь «карманными» контрактами могут стать не только строительные, а все подряд», — считают в АУЗ.
Кроме того, по мнению участников рынка, штата сотрудников Федерального казначейства недостаточно, чтобы «заглянуть» в экономику каждой компании, выполняющей госконтракты.
«Таких юрлиц под надзором казначейства уже 4000. Чиновники же заявляют о готовности контролировать весь сектор госзаказа в перспективе. Заведомо недостижимая цель, ведь речь идет о сотнях тысяч частных компаний», — отмечают эксперты.
«Интересен и другой вопрос: по каким критериям казначейство намерено определять «более экономичных» и «лучших» исполнителей? Ведь каждая компания имеет свою систему расчета доходности. Одной достаточно заплатить один рубль, чтобы выполнила контракт с положительной доходностью, а другой и ста окажется мало. Дело не в жадности исполнителей, а объемах затрат каждого юрлица. Небольшое ИП имеет маленький штат, небольшие сопутствующие расходы, соответственно и скромные затраты. А крупная компания только бухгалтеров содержит до 15 человек. Кто из них, по мнению казначейства, окажется «лучше»: ИП с навязанной прибылью в 20% или крупная компания с 1%? Кому отдавать приоритет? Тому, кто больше заработает, или тому, кто больше потратит на реализацию проекта?», — интересуются в АУЗ.
Кроме того, указывают в Ассоциации, рядовые сотрудники государственного аппарата рискуют никогда не узнать реальных цифр по затратам бизнесменов. Ведь даже внутри одной компании одинаковые проекты выполняются с разной доходностью, с привлечением разных источников финансирования и субподрядчиков. Поэтому только директор компании может определить, какие госконтракты ему «выгодны» (даже если проект убыточный), а какие неинтересны — но вовсе не сотрудники Федерального казначейства.
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на директора департамента Минфина Татьяны Саакян, контроль цен пока будет введен в тестовом режиме: по контрактам на участок дороги, больницу, линии связи, объект ракетно-космической отрасли и по трем субсидиям для сельскохозяйственных производителей. Речь идет о случаях, установленных решением правительства, проект распоряжения находится на согласовании в ведомствах. Поставщики должны будут раскрывать структуру своих расходов (зарплата, материальные затраты, амортизация и проч.), указать плановую и фактическую чистую прибыль. Это условие будет включаться в госконтракты и соглашения о субсидиях, пояснила представитель министерства.
Цель нововведений — ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. Между тем, специалисты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) сомневаются в необходимости такой системы.
«Занимаясь распределением бюджетных средств, некоторые чиновники берут на себя излишние обязательства, которые далеко выходят за рамки их полномочий и задач по сбережению бюджетных средств. Государство уже создало систему для уменьшения затрат на выполнение контрактов. Вмешиваться в работу бизнеса — означает вернуться к плановой экономике, под руководством государства. Разве такую задачу себе ставили разработчики системы электронных закупок?», — говорит руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов.
По его словам, федеральные чиновники затевают очередную популистскую аферу вокруг государственного бюджета.
«Фактически Федеральное казначейство будет выступать в роли руководителя частных компаний, выполняющих крупные госконтракты. Ведь оно намерено детально разобраться в экономике этих юрлиц и диктовать ценовую политику, вмешиваться во внутренние партнерские контракты, определять «более выгодных» поставщиков и т.п.», — отметил В. Ястребов.
«Получить тотальный контроль над любой компанией под предлогом более выгодной раздачи государственных контрактов — заманчивая перспектива для авторов идеи. Очень удобно распределять миллиарды бюджетных средств, диктуя частному бизнесу схемы выполнения госконтрактов, указывая на «угодных» и «неугодных» субподрядчиков. Подспудно выявляя «черные» схемы и дополнительно шантажируя ими бизнесменов. Нетрудно догадаться, какие фирмы окажутся в результате этого «аудита» среди одобренных федеральными чиновниками: максимально близкие к родственникам казначейства. Мы уже были несколько лет назад свидетелями выполнения строительных госконтрактов в Москве. Теперь «карманными» контрактами могут стать не только строительные, а все подряд», — считают в АУЗ.
Кроме того, по мнению участников рынка, штата сотрудников Федерального казначейства недостаточно, чтобы «заглянуть» в экономику каждой компании, выполняющей госконтракты.
«Таких юрлиц под надзором казначейства уже 4000. Чиновники же заявляют о готовности контролировать весь сектор госзаказа в перспективе. Заведомо недостижимая цель, ведь речь идет о сотнях тысяч частных компаний», — отмечают эксперты.
«Интересен и другой вопрос: по каким критериям казначейство намерено определять «более экономичных» и «лучших» исполнителей? Ведь каждая компания имеет свою систему расчета доходности. Одной достаточно заплатить один рубль, чтобы выполнила контракт с положительной доходностью, а другой и ста окажется мало. Дело не в жадности исполнителей, а объемах затрат каждого юрлица. Небольшое ИП имеет маленький штат, небольшие сопутствующие расходы, соответственно и скромные затраты. А крупная компания только бухгалтеров содержит до 15 человек. Кто из них, по мнению казначейства, окажется «лучше»: ИП с навязанной прибылью в 20% или крупная компания с 1%? Кому отдавать приоритет? Тому, кто больше заработает, или тому, кто больше потратит на реализацию проекта?», — интересуются в АУЗ.
Кроме того, указывают в Ассоциации, рядовые сотрудники государственного аппарата рискуют никогда не узнать реальных цифр по затратам бизнесменов. Ведь даже внутри одной компании одинаковые проекты выполняются с разной доходностью, с привлечением разных источников финансирования и субподрядчиков. Поэтому только директор компании может определить, какие госконтракты ему «выгодны» (даже если проект убыточный), а какие неинтересны — но вовсе не сотрудники Федерального казначейства.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Тотальный контроль: Исполнителей госконтрактов обяжут раскрывать структуру ...
- Эксперты: Рынок электронных закупок в России болен
- В 2014 году Челябинская область сэкономила почти 1 млрд. рублей при заключе ...
- ЦБ РФ начал публиковать прогноз факторов формирования ликвидности банковско ...
- В Челябинской области продолжается работа по передаче областному правительс ...