Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута: Предложение по кредитованию микробизнеса составляет лишь 10-12% от спроса

«Сегодня в России около 6 млн. субъектов микропредпринимательства, большинство из них генерирует спрос на финансовые услуги, который удовлетворяется в незначительной степени. Согласно нашим оценкам, потребность в финансовых ресурсах у российского микробизнеса составляет около $ 8 млрд., удовлетворяется только $ 1 млрд. Таким образом, предложение составляет порядка 10-12% от спроса», – заявил сегодня директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Урал», посвященной перспективам развития микрокредитования в Челябинске.


Как отметил М. Мамута, есть несколько системных причин, почему только банки насытить данный рынок спроса не в состоянии. Территориальная причина – банк не может выйти в каждый район и каждый регион. Вторая причина – экономическая: банковским структурам выдавать слишком малые кредиты не выгодно. В связи с этим малый бизнес в России обладает очень низкой капитализацией.


Выход из сложившейся ситуации директор Российского микрофинансового центра видит в создании эффективной системы микродетирования. «Вырисовывается взаимовыгодная схема взаимодействия между банками и банковскими организациями, при которой банк предоставляет кредит, банковская организация разделяет его на более мелкие кредиты и выдает конечным потребителям, то есть непосредственно микропредприятиям», – пояснил М. Мамута.


«При определении процентной ставки кредита необходимо учитывать рентабельность бизнеса. В частности, для определенных категорий предпринимательства разница в 1-2% имеет значение. Что касается микробизнеса, то по результатам исследования можно сделать вывод, что его рентабельность колеблется от 150 до 600% годовых. В этом случае кредитная ставка в размере 3 или 4% в месяц особой роли не играет, здесь важнее фактор доступности получения кредита», – считает М. Мамута.


Как отметил М. Мамута, в настоящее время на российском рынке финансовых услуг наблюдается тенденция снижения процентных ставок: сейчас они намного ниже, чем были 2 года назад. «Эта тенденция будет продолжаться, в том числе из-за растущей конкуренции в секторе кредитования. Кроме того, есть специальные государственные программы субсидирования процентных ставок, но эти программы никогда не смогут быть доступны для всех категорий предпринимательства. Поэтому субсидирование нужно проводить очень аккуратно, ориентируясь на те целевые группы, для которых это действительно важно», – подчеркнул директор Российского микрофинансового центра.

Другие материалы по теме: