С принятием нового Водного кодекса РФ государственный контроль и доступ населения к водным ресурсам может быть существенно ограничен

С принятием Водного кодекса РФ население может лишиться доступа к водным ресурсам. Об этом было заявлено на сегодняшней пресс-конференции в «Интерфакс-Урал», посвященной проекту этого документа, который 22 марта прошел второе чтение в Госдуме.


«Проект нового Водного кодекса РФ противоречит Конституции РФ. В Кодексе есть положения, которые ликвидируют ряд позиций, защищающих интересы граждан. Если данный законопроект будет принят, то государственный контроль за водными объектами будет ликвидирован», — сообщил на пресс-конференции депутат Государственной Думы Петр Свечников.


«Проект создает правовую базу для приватизации рек, озер и других водных объектов через их аренду с последующим выкупом в частную собственность. При этом не прописана ответственность будущих собственников за состояние водных ресурсов», — отметил П. Свечников.


«Даже у Общественной палаты РФ данный кодекс вызывает недоумение, поскольку он не прошел экологическую экспертизу в соответствии с действующим законодательством. В Общественной палате подчеркивают, что проект полностью игнорирует тот факт, что вода есть не только хозяйственный ресурс, но и общественное благо», — заявил П. Свечников.


«С проектом нового Водного кодекса РФ не согласны ни ученые, ни специалисты-практики, ни сотрудники Росприроднадзора. Позиция большинства из них была высказана на последнем семинаре, прошедшим 22 марта в Росприроднадзоре. Его участниками, помимо руководителей экологических служб муниципальных образований, были такие крупнейшие промышленные группы и предприятия, как ОАО «Мечел», ЧЭМК, Кыштымский электролитный завод и др. Участники семинара приняли решение обратиться в Государственную Думу с призывом о недопустимости лишения наших граждан доступа к водным ресурсам, поскольку проект закона не исключает такой возможности», — заявил начальник информационно-аналитического отдела управления Росприроднадзора по Челябинской области Николай Шеремет.


«Если раньше в проекте закона говорилось, что можно приватизировать небольшие, до 3 тыс. кв. м, обособленные вводные объекты (не имеющих гидравлической связи с другими водоемами), то в последней редакции текста закона (одобренного Госдумой во втором чтении) размер водного объекта не оговорен. Получается, что закон защищает интересы собственника водоема, но не учитывает того факта, что все мы являемся водопользователями», — считает Н. Шеремет.


«При нерациональном использовании водных ресурсов в Челябинской области возможен дефицит воды. Несмотря на обилие рек (2,5 тыс.) и озер (более 1,5 тыс.), водных ресурсов у нас не так много, как кажется. В этой сфере необходим контроль государства и соответствующих органов», — сообщил Н. Шеремет.


«Только по фактам нарушений в районе озера Еловое мы возбудили 6 исков о сносе возведенных незаконных построек в водоохранной зоне. Из них 4 иска уже удовлетворенны, а 2 незаконно возведенных объекта находятся в стадии сноса. Это показывает, что в практическом плане мы имеем результаты, даже опираясь на то несовершенное водоохранное законодательство, которое имеется сегодня», — отметил Н. Шеремет.


«С принятием нового Водного кодекса РФ власть фактически монетизирует, вслед за лесами и недрами, последний природный ресурс. Последствия этого шага для здоровья населения могут стать катастрофичны, поскольку даже санитарная служба не сможет осуществлять контроль за качеством воды и будет развалена», — считает Н. Шеремет.


Между тем, водные ресурсы имеют существенное значение для бюджета.


«В 2005 г. в качестве платежей за использование водных ресурсов в бюджет Челябинской области поступило 211 млн. руб.», — заявил, отвечая на вопрос УрБК, заместитель руководителя Нижне-Обского водного бассейна по Челябинской области Владимир Середа.


«Небольшая сумма — 1 млн. руб. — была выплачена за пользование акваториями водоемов. Платежи за загрязнение воды составили 500 млн. руб. В масштабах области эти сборы представляют достаточно серьезную сумму, которой хватило бы на реализацию водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Однако в областной бюджет, согласно налоговому законодательству, поступает только 40% от водного налога, остальные 60% уходят в бюджет Российской Федерации», — отметил В. Середа.

Другие материалы по теме: