НПФ как источник дополнительной пенсии

В настоящее время российские граждане имеют возможность формировать свою будущую пенсию, используя различные источники. В частности, заключив договор о добровольном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), можно после окончания трудовой деятельности, помимо государственной пенсии, получать дополнительный доход.

На сегодня количество участников НПФ составляет немногим более 6 млн. человек, что, конечно, является низким показателем. Это обусловлено несовершенством законодательной базы, недостаточной осведомленностью населения относительно возможностей, которые предоставляют негосударственные пенсионные фонды, и в целом низким уровнем доверия к частным финансовым структурам. В то же время определенные позитивные процессы в отрасли все же идут, и есть надежда, что в перспективе НПФ начнут играть такую же важную роль, которая отводится им в экономике развитых стран.


Как работают НПФ с пенсионными резервами

Как известно, НПФ принимают участие в пенсионной реформе, управляя накопительной частью государственной пенсии - это право они получили с 2004 года. Между тем, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ начали значительно раньше. Первые негосударственные фонды появились в России более 15 лет назад, после выхода Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по организации работы промышленности»: этот документ разрешил государственным предприятиям за счет полученной прибыли создавать фонды в целях увеличения пенсий для своих сотрудников.

Негосударственное пенсионное обеспечение ориентировано на людей, которые имеют возможность часть получаемых доходов откладывать на будущее. Приняв решение о сотрудничестве с негосударственным пенсионным фондом, гражданин заключает с ним договор, в котором определяются порядок уплаты пенсионных взносов и схема пенсионных выплат. По достижении пенсионного возраста или возникновении других оснований, дающих право на пенсионное обеспечение, гражданин оформляет негосударственную пенсию.

Негосударственный пенсионный фонд аккумулирует взносы вкладчиков, формируя пенсионные резервы, которые инвестируются в различные финансовые инструменты. За счет полученного инвестиционного дохода увеличивается будущая пенсия участников фонда. Вкладчиком негосударственного пенсионного фонда может выступать как юридическое, так и физическое лицо. В первом случае, как правило, предприятие осуществляет корпоративную пенсионную программу, которая направлена на создание дополнительной мотивации персонала. После окончания трудовой деятельности работник дополнительно к государственной будет получать и негосударственную пенсию. Условия получения права на дополнительную пенсию устанавливаются самим предприятием, в ряде случаев по согласованию с трудовым коллективом.

Многие НПФ предлагают различные пенсионные схемы, из которых вкладчик может выбрать для себя наиболее подходящую. Например, можно заключить договор с использованием солидарной схемы, при которой пенсионные накопления сразу не распределяются среди участников фонда (сотрудников предприятия), а представляют собой единый "денежный мешок", и размер негосударственной пенсии конкретного работника устанавливается только после его выхода на пенсию. Возможен и другой вариант, когда предприятие сразу распределяет пенсионные накопления по именным счетам участников.

В настоящее время учредителями и клиентами наиболее крупных негосударственных пенсионных фондов являются ведущие российские промышленные корпорации, осуществляющие свои пенсионные программы. В то же время вкладчиками этих фондов, как правило, могут стать и другие юридические и физические лица.

В случае, когда клиентом НПФ становится физическое лицо, фонд также предлагает различные схемы накопления пенсии. Так, гражданин может выбрать размер и периодичность взносов, продолжительность периода, когда он будет перечислять деньги в фонд, а также срок, в течение которого он будет получать пенсию (какое-то количество лет или пожизненно).

Вообще существует три возможных варианта пенсионных схем: сберегательная, предполагающая выплату пенсий в течение установленного срока и наследование или правопреемство в случае смерти участника пенсионной программы; cтраховая, которая предусматривает пожизненные выплаты пенсий, но без возможности наследования, и смешанная, представляющая собой комбинированный вариант первых двух.

Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию и контролируется государством в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), а также такими организациями, как специализированный депозитарий, аудитор, актуарий и системами внутреннего контроля фонда.

НПФ могут инвестировать пенсионные резервы самостоятельно или привлекать для этих целей управляющие компании (в этом случае фонд заключает с УК договор доверительного управления). Возможности для самостоятельного инвестирования НПФ в большей степени ограничены по сравнению с возможностями управляющих компаний: фонды имеют право размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости, тогда как список финансовых инструментов, которые могут использовать УК, шире. В то же время, когда фонд привлекает УК для управления пенсионными резервами, часть полученного дохода направляется на вознаграждение управляющих.

Между тем, в ближайшее время правительство РФ планирует утвердить новые правила размещения пенсионных резервов, в частности, НПФ будет разрешено приобретать паи в паевых фондах. В целом до 80% от объема пенсионных резервов будет разрешено инвестировать только в инструменты, обращающиеся на бирже.

Число участников НПФ пока что мало, а концентрация бизнеса в отрасли - крайне высока

По состоянию на 1 октября текущего года общий объем пенсионных резервов 259 действовавших в России пенсионных фондов составил 307,69 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 30,3 млрд. рублей, или почти на 11%. В целом темпы роста этого показателя на протяжении последних нескольких лет были достаточно высокими.

Динамика объема пенсионных резервов НПФ

НПФ как источник дополнительной пенсии Источник: Федеральная служба по финансовым рынкам.

Что касается количества участников негосударственных пенсионных фондов (то есть тех граждан, которые перечисляют НПФ средства для формирования будущей пенсии), то за последние три года оно менялось не столь значительно. Так, если на конец 2004 года в системе добровольного пенсионного обеспечения принимали участие 5,53 млн. человек, то на 1 октября этого года - 6,19 млн. Это составляет немногим более 6% экономически активного населения страны, то есть уровень вовлеченности граждан в систему негосударственного пенсионного обеспечения остается очень низким.

В свою очередь, число участников, которые получают негосударственную пенсию, к концу третьего квартала 2006 года достигло 790,74 тыс. человек, тогда как на конец 2004 года их насчитывалось 500,61 тыс. Объем пенсионных выплат, произведенных фондами, на 1 октября 2006 года составил 7,5 млрд. рублей - этот показатель соответствует годовому объему выплат, произведенных за 2005 год.

Российский рынок добровольного пенсионного обеспечения отличается крайне высокой концентрацией бизнеса: на долю пяти наиболее крупных НПФ приходится свыше 78% от общего объема пенсионных резервов. При этом лишь 25 фондов имеют резервы, превышающие 1 млрд. рублей.

Крупнейшие НПФ по данным на 30.09.2006

N
НПФ
Пенсионные резервы, млн. рублей
1
ГАЗФОНД
170 278.635
2
Благосостояние
38 457.205
3
Ханты-Мансийский НПФ
17 798.974
4
Лукойл-Гарант
7 363.172
5
НПФ электроэнергетики
7 041.157
6
Транснефть
6 844.165
7
Телеком-Союз
5 946.888
8
Алмазная осень
3 689.811
9
Национальный НПФ
3 563.345
10
СтальФонд
3 360.156
Источник: данные портала Investfunds.ru.

Еще более значительной является концентрация средств пенсионных резервов, переданных в управление УК. Так, на середину 2006 года доля ведущей управляющей компании на рынке негосударственного пенсионного обеспечения - УК «Лидер» - составляла почти 70%.

Крупнейшие УК на рынке негосударственного пенсионного обеспечения на 30.06.2006

N
УК
Объем пенсионных резервов в управлении, млн. рублей
Доля на рынке негосударственного пенсионного обеспечения
1
Лидер
165 677.408
69.40%
2
Капиталъ
13 717.589
5.75%
3
Атон менеджмент
6 993.762
2.93%
4
Регион Эссет Менеджмент
5 081.098
2.13%
5
Промышленные традиции
4 753.239
1.99%
6
Интерфинанс
4 545.610
1.90%
7
Тринфико
4 443.042
1.86%
8
РТК-Инвест
3 907.653
1.64%
9
Уралсиб - Управление капиталом
3896.612
1.63%
10
Национальная управляющая компания
3 126.423
1.31%
Таким образом, на сегодня подавляющее большинство негосударственных пенсионных фондов являются мелкими структурами с ограниченной клиентской базой и незначительными объемами поступлений средств в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. Следствием этого является низкое соотношение пенсионных резервов к количеству участников НПФ - по итогам 9 месяцев 2006 года около половины пенсионных фондов имели в расчете на одного участника порядка 2,3 тыс. рублей пенсионных резервов. Ситуация, сложившаяся в отрасли, вызывает справедливое беспокойство у регулятора рынка - Федеральной службы по финансовым рынкам, особенно учитывая то обстоятельство, что ряд фондов систематически не предоставляет необходимой отчетности. В ноябре 2006 года ФСФР приостановила действие лицензий у 22 фактически неработающих НПФ, а в декабре - приняла решение о подаче судебных исков об аннулировании этих лицензий. Кроме того, недавно было приостановлено действие лицензий еще у 9 фондов. Все эти фонды не предоставляли необходимой отчетности в течение года. В ближайшей перспективе в отрасли добровольного пенсионного обеспечения, скорее всего, продолжится процесс сокращения количества мелких фондов. Эта тенденция уже наметилась - так, в 2005 году негосударственный пенсионный фонд «Энергия» (Томск, учредитель - ОАО «Томскэнерго») был присоединен к НПФ электроэнергетики, входящему в пятерку крупнейших представителей отрасли, а Первый национальный пенсионный фонд присоединил к себе новосибирский НПФ «Ермак». В 2006 году НПФ «Благосостояние» присоединил три региональных фонда - НПФ «Магистраль» (Самарская область), НПФ «Забайкальский» (Читинская область) и НПФ «Дальний Восток» (Приморский край).

Среди грядущих законодательных изменений, которые будут способствовать уходу с рынка небольших «карманных» фондов, можно отметить изменение требований к структуре активов НПФ. ФСФР намерена снизить максимальную долю ценных бумаг компании-учредителя в активах пенсионных фондов с 30% до 5%. Это будет способствовать оздоровлению ситуации в отрасли и повышению доверия к НПФ со стороны граждан.

Необходимо также отметить, что негативное влияние на развитие рынка добровольного пенсионного обеспечения оказывает действующая система налогообложения, поскольку фактически она является двойной: полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, а при получении пенсионных выплат уплачивается налог на доход. Представители индустрии уже давно пытаются убедить государственные органы в необходимости особого налогового режима для НПФ, однако до сих пор эта проблема остается нерешенной. Между тем, оптимизация налоговой системы наряду с активизацией просветительской работы относительно деятельности НПФ могло бы оказать существенный положительный эффект в сфере развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Материал подготовлен специалистами НАУФОР.

Другие материалы по теме: