Акции допэмиссии Сбербанка России, по мнению участников фондового рынка, будут доступны в большей степени институциональным инвесторам

C 30 января 2007 г. Сбербанк России начинает прием заявок на покупку акций допэмиссии. Объем допэмиссии составляет 10,5 млрд. руб. по номиналу, предполагается разместить 3,5 млн. обыкновенных акций. По сообщению банка, акции будут размещены по открытой подписке и только на российском рынке. Их покупателями смогут стать и физические лица. Минимальная стоимость размещения акций в рамках допэмиссии установлена на уровне 68 тыс. руб. Об этом говорится в сообщении Сбербанка России.

Однако участники фондового рынка считают, что акции Сбербанка не будут доступны широким слоям населения в силу своей достаточно высокой стоимости. В большей степени они будут востребованы институциональными инвесторами.

«Спрос на акции Сбербанка, предложенные на IPO, со стороны физических лиц будет ограничен высокой ценой акции. Существующая сегодня рыночная цена акций чуть более $3 000 (сравнимая с ценой подержанной «Лады») слишком высока для большинства розничных инвесторов, что подрывает саму идею «народного размещения»», — заявил УрБК директор Челябинского филиала НАУФОР Виктор Дведенидов, комментируя начало приема заявок на покупку акций допэмиссии Сбербанка России.

«Наблюдаемое сегодня снижение акций Сбербанка, которое было спровоцировано негативной новостью о стоимости минимальной заявки (68 тыс. руб.), может продолжаться до уровня 75 тыс. руб. Однако к концу года стоимость акций Сбербанка, предполагаю, вернется к ценам до 28 января 2007 г. (85-88 тыс. руб.), в том числе и за счет проведения сплита (сплит — это дробление акций банка). Сплит необходим для того, чтобы понизить номинальную стоимость каждой акции и тем самым сделать ее более доступной для розничных инвесторов», — комментирует В. Дведенидов.

«С учетом разницы в доходах среднего класса (инвестора) в России и на Западе основной спрос будет в основном не от физических лиц непосредственно, а от институциональных инвесторов (в том числе иностранных), благодаря диверсификации портфелей в пользу динамично растущего российского банковского сектора, либерализации портфельных инвестиций в банковские акции», — делится своим мнением директор Челябинского филиала НАУФОР.

«IPO Сбербанка назвать народным довольно сложно, потому что цена за одну акцию слишком высока. Если в случае с акциями Роснефти было достаточно 15 тыс. руб., то сейчас понадобится порядка 90 тыс. руб. Не каждый инвестор может позволить себе приобрести ценные бумаги на такую сумму», — заявил УрБК директор Челябинского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Дмитрий Белоусов, комментируя продажу акций допэмиссии Сбербанка России.

«В принципе купить бумаги дешевле рыночной цены довольно интересно, если есть деньги. Если рассматривать долгосрочные перспективы, то можно обратиться к брокеру и купить акции Сбербанка. Я говорю о категории инвесторов, которая имеет капитал более 100 тыс. руб. и готова инвестировать эти деньги в акции. Более того, эти люди должны обладать должными знаниями о фондовом рынке и возможностях, которые у них есть. Другое дело, когда какие-то структуры собираются приобретать крупные пакеты, что на рынке сделать не совсем просто в силу того, что предложение ограниченное, и это может привести к взлету котировок», — комментирует Д. Белоусов.

«Конечно, акции Сбербанка, предложенные на «народное IPO», будут привлекательными для широкой массы инвесторов. Другой вопрос — стоит ли в них вкладываться, Несмотря на доступность акций допэмиссии Сбербанка, я не советую всем их приобретать. В принципе, это интересно тем, кто хочет взять сразу и много, чтобы поднять рынок», — заявил УрБК директор ООО «Челябинский фондовый интернет центр» группы компаний «АЛОР» Алексей Всемирнов, комментируя предстоящую продажу акций допэмиссии Сбербанка.

«Привлекательность акций, в общем, можно оценить одинаково как для физических, так и для юридических лиц, здесь нет каких-либо различий. Я думаю, что интерес широких масс к IPO Сбербанка будет достаточным, люди будут покупать акции, и банк может вполне разместить все, что планирует. Хорошо, если большинство инвесторов будут крупными. Это значит, что акции поступят в долгосрочные портфели и не будет выплеска на рынок. В принципе, такие допэмиссии более выгодны», — делится своим мнением А. Всемирнов.

По мнению экспертов, в случае приобретения акций допэмиссии Сбербанка России риски инвесторов будут на уровне тех, что сегодня характерны для бумаг банковского сектора, который в принципе характеризуется как достаточно стабильный.

«Вложения в акции Сбербанка будут подвержены тем же рискам, которым подвержены вложения в акции других эмитентов, торгуемых на биржах России, с учетом того, что акции Сбербанка котируются на бирже уже более 10 лет», — считает В. Дведенидов.

«Быстрый рост стоимости акций в первые месяцы после IPO зависит от многих факторов. Никаких прогнозов насчет доходности вложений я делать не буду — вдруг цена размещения будет ниже рыночной, тогда сразу все бумаги у Сбербанка «убьет». Сейчас инвесторы покупают акции, пока они растут, дальнейшую ситуацию предсказать сложно. В принципе, вложения в банковский сектор как самый надежный наиболее стабильны во всех странах. Если Сбербанк разместит акции выше рыночной цены, то их цена на бирже подрастет, но не достигнет цены, по которой пройдет размещение», — делится своим мнением Д. Белоусов.

«Если брать банковский сектор, то там не так много бумаг, которыми торгуют, к тому же они пришли на рынок недавно, и говорить сейчас о какой-либо устойчивой тенденции пока преждевременно. Большинство банковских бумаг на рынке около года-полутора лет, и сравнивать пока не с чем», — добавил специалист фондового рынка.

Несколько иначе смотрит на этот вопрос А. Всемирнов.

«Риски инвесторов связаны с последующим изменением цены. Если портфель сформирован нефтяными бумагами, то не имеет значения, разбавлять какую-то часть акциями Сбербанка или коммуникационными бумагами, потому что других нет. Надо сравнивать риски вкупе. Если у инвестора весь портфель нефтяной, и он перекладывает часть средств в банковский сектор, то тем самым снижает свои риски. Если же у него весь портфель состоит из акций Сбербанка, и он покупает еще Сбербанк, то он тем самым свой риск совсем не уменьшает, скорее, увеличивает. В абсолютных величинах риск увеличивается, в относительных он остается тем же», — комментирует А. Всемирнов.

Что касается рекламной кампании Сбербанка России, то представления об ее эффективности у опрошенных экспертов различные.

«По моему мнению, реклама Сбербанка пока оставляет желать лучшего. Для привлечения внимания населения к размещению своих акций от Сбербанка потребуется более активная рекламная кампания, на уровне рекламы Роснефти, и более расширенная сеть пунктов приема заявок, с привлечением профессиональных участников рынка ценных бумаг», — сказал В. Дведенидов.

«Если о предстоящей допэмиссии акций Сбербанка говорит президент, то лучше рекламную кампанию нельзя было придумать», — считает Д. Белоусов.

Другие материалы по теме: