«КоммерсантЪ-Урал», Дмитрий Смирнов и Алена Маклашевская информируют: «Мечел» не сумел войти в ту же реку дважды. Хорватия не продала меткомбинат русским»

ОАО «Мечел» проиграла борьбу за хорватский метзавод Zeljezara Split польской Zlomrex. Российские металлурги не смогли убедить власти Хорватии в своей платежеспособности. Виной тому отказ «Мечела» от обязательств по более раннему приобретению в Хорватии — Mechel Zeljezara. В обоих случаях щедрость «Мечела» не поднималась выше 1 куна за завод.

Вчера приватизационный фонд Хорватии сообщил свое решение по продаже 89,34% акций метзавода Zeljezara Split. Победителем названа польская Zlomrex, предложившая 10,1 млн. кун (около $1,9 млн) за долю и планирующая вложить в предприятие еще 200 млн кун инвестиций (около $36 млн). Другие претенденты выступили скромнее: заявка американской Commercial Metals Company предполагала 3 млн. кун за долю и 166 млн кун инвестиций; германской Max Aicher — 1 млн. кун и 105 млн. кун, соответственно; итальянской Beltrame — 1 куну за долю и 111 млн. кун, соответственно; британской Stemcor — 5,4 млн. кун и 99,9 млн кун, соответственно; российской «Мечел» — 1 куну и 74 млн. кун, соответственно. Zeljezara Split d. d. — единственный в Хорватии производитель арматуры. Завод может производить 180 тыс. т арматуры в год, но в настоящее время мощности завода загружены только на 36%. Кроме того мощности завода позволяют выпускать 300 тыс. т труб и 70 тыс. т полуфабрикатов в год. Уставной капитал предприятия составляет около $24,77 млн. Основными акционерами являются: Фонд приватизации Хорватии — 50,79%, государственный фонд HZMO-HFP trustee — 26,33%, государственный фонд DAB-HFP trustee — 7,01%, Croatian electric — 3,58%.

Пакет акций Zeljezara Split был выставлен на повторную продажу после отказа от сделки консорциума украинской «Смарт групп» и хорватской Armco. Сам пакет тогда продавался по символической цене — 1 куна ($0,18), однако покупатель также должен взять на себя долги предприятия в размере около $80 млн., представить 5-летний бизнес-план, а также гарантировать сохранение рабочих мест. Примерно на тех же условиях власти планировали реализовать комбинат и сейчас. Как сообщил «Ъ» пресс-секретарь Приватизационного фонда Хорватии Ведран Кукавичa, самой важной составляющей заявки для определения победителя являлась инвестиционная часть заявки. Именно поэтому «Мечел» и Beltrame хотели оформить покупку за символическую 1 куну, делая упор на дальнейшие инвестиции. При этом господин Кукавича подчеркнул, что заявка «Мечела» выгодно отличалась от конкурентов еще и тем, что российская компания плюс ко всему брала на себя 45% долга Zeljezara Split перед государственными кредиторами, что составляло дополнительно 102 млн. кун (около $18,5 млн.). Правда, поляки нашли достойный аргумент и взяли на себя обязательства по выплате всех долгов хорватского завода перед коммерческими банками (165 млн. кун или $30 млн.), гарантированные государством. Поэтому специалисты фонда без особых колебаний и отдали победу в тендере Zlomrex. Сегодня итоги конкурса официально будут утверждены правительством Хорватии.

Опрошенные «Ъ» аналитики из ИК «Тройка-диалог», ИГ «Атон» и ИГ «Ренессанс-капитал» едины во мнении, что сделка намечалась мизерная, поэтому проигрыш для «Мечела», который не станет «упущенной выгодой». Хотя от источника, знакомого с ситуацией, «Ъ» узнал, что заявка «Мечела» должна была выглядеть куда более щедрее. В частности, она предполагала пополнение оборотного капитала метзавода в объеме 72 млн. кун, а также погашения всех долгов предприятия даже перед физическими лицами на общую сумму порядка 80 млн. кун. Т. е. в общей сложности российский претендент был готов выложить в общей сложности до $93 млн. В самом «Мечеле» прокомментировать эту информацию вчера отказались.

Однако объем предложения сути бы не изменил. Аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова поражение российской компании объясняет «неприятной историей» с Mechel Zeljezara. В 2003 г. «Мечел» купил хорватский актив тоже по символической цене в $0,14, но обещая сохранить рабочие места и инвестировать 8 млн. евро. «Завод работал наполовину своей мощности, но «Мечел» был вынужден выплачивать всем его сотрудникам полную зарплату, — напоминает Кочешкова. — Также компании пришлось оставить на заводе все приобретенное оборудование и открыть банковскую гарантию на 3,6 млн. евро. Сделка оказалось крайне невыгодной». После такого инцидента, по словам госпожи Кочешковой, шансов на «повтор истории» практически не было.

Другие материалы по теме: