Виктор Чередников: Главная наша задача — достичь максимальной экономии бюджетных средств
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник главного управления материальных ресурсов Челябинской области Виктор Чередников.
— Виктор Леонтьевич, недавно делегация Челябинской области принимала участие в III Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ-2007», который является единственным мероприятием федерального масштаба в сфере госзакупок. Чем была интересна для южноуральцев поездка на этот форум? Как Вы оцениваете результаты участия в нем нашей делегации?
— Каждый семинар, каждая поездка на мероприятие российского масштаба — это, прежде всего, встречи с коллегами, обмен мнениями. Интересно было пообщаться с признанными лидерами в области госзакупок — представителями Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга. Особый интерес у нас вызвало развитие электронной торговли, в ходе обсуждения мы оценивали плюсы и минусы этого сектора закупочной деятельности. Челябинский раздел выставки посетили и заместитель министра экономики РФ Андрей Шаронов, и руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Наше участие в форуме было отмечено дипломом.
Стоит отметить, что в прошлом году комитет Госдумы по борьбе с коррупцией под руководством Михаила Гришанкова, ФАС России и Общественный комитет по противодействию коррупции проводили исследование по регионам РФ «Прозрачность закупок-2006». Челябинская область принимала в нем участие и заняла 15-е место среди всех субъектов РФ, оставив далеко позади соседей по УрФО — Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области, ХМАО и ЯНАО.
— Более года в России действует федеральный закон о госзакупках. Можно ли сказать, что законодательная база в этой сфере сформирована полностью, а сам механизм госзакупок отлажен?
— Пока этого сказать нельзя. Подтверждением этому является тот факт, что совсем недавно Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки к этому закону, которые занимают около 40 страниц. Этот закон был недостаточно проработан, местами он противоречил сам себе, и все это было выявлено. В том числе и специалисты главного управления материальных ресурсов Челябинской области принимали участие в его корректировке, наши предложения о внесении изменений были направлены в Госдуму.
Сейчас закон будет более адаптирован к современным условиям. Но сам по себе он еще не решает всех проблем, поскольку должен быть принят целый ряд подзаконных актов на федеральном уровне. В частности, речь идет о постановлении Правительства РФ по перечню товаров работ и услуг, закупаемых на аукционе, постановлении о реестре недобросовестных поставщиков. Эти документы облегчили бы нам работу. Поэтому на сегодняшний день есть много спорных вопросов, и механизм проведения госзакупок только отлаживается.
— Каковы основные итоги деятельности ГУМР в 2006 г.? Сколько бюджетных средств удалось сэкономить за минувший год?
— В 2006 г. главным управлением материальных ресурсов Челябинской области было разработано и проведено 937 торгов на общую сумму финансирования более 6 млрд. 250 млн. руб. Это составляет более 70% расходной части областного бюджета.
В результате за счет проведения конкурентных конкурсных торгов было сэкономлено 638 млн. руб. На мой взгляд, это хороший результат.
— Законом о госзакупках определена квота для поставщиков товаров и услуг из числа субъектов малого бизнеса. Выполняется ли в Челябинской области этот норматив? Что сдерживает участие малого бизнеса в этой деятельности?
— Этот норматив в Челябинской области не только выполняется, но и перевыполняется. От общего количества участников торгов по госзакупкам порядка 60% являются субъектами малого и среднего бизнеса, 40% из них становятся победителями конкурсов. При этом у нас даже не создается искусственная среда для малого предпринимательства. Мы давно работаем именно с этим сектором бизнеса и пропагандируем участие малого предпринимательства в госзакупках.
Кроме того, чтобы облегчить участие предпринимателей в конкурсах, а это довольно сложная и «забюрократизированная» процедура, ГУМР проводит обучающие семинары для представителей малого и среднего бизнеса, где разъясняются все нюансы госзакупок. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся при работе с субъектами малого и среднего бизнеса, заключаются в невнимательном изучении условий конкурса на поставки со стороны предпринимателей. Но в последнее время количество участников, не допущенных к конкурсу по формальному признаку, сокращается.
— По данным МЭРТ, Челябинская область входит в число 8 пилотных регионов, где были опробованы отдельные элементы электронных торгов в сфере госзакупок. Расскажите об этом подробнее.
— Работа по организации электронной системы госзакупок весьма трудоемкая и осложнялась тем, что постоянно менялось законодательство, то есть программу приходилось корректировать и переписывать. В прошлом году был создан рабочий вариант программы, после чего мы провели несколько конкурсов и аукционов в электронном виде. Но в массовых масштабах они у нас не проводятся в связи с тем, что законодательство еще не готово к повсеместному внедрению электронных торгов.
Кроме того, не у каждого предпринимателя есть выделенная линия в Интернет, а он должен постоянно находиться в сети, для того чтобы стать участником электронной торговли. Если мы обяжем участвовать в конкурсе только в электронной форме, то тем самым ущемим законные права участников, не имеющих такой возможности.
— Каковы планы и задачи ГУМР на текущий год?
— Главная наша задача — полностью удовлетворить потребности бюджетополучателей в достойной продукции и достичь максимальной экономии бюджетных средств.
В текущем году мы хотим получить рейтинг прозрачности ++, чтобы доказать, что мы не хуже признанных «закупочных» центров, которыми являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. К этому мы прикладываем максимум усилий, и в области ведется соответствующая работа, в том числе законодательная.
— Виктор Леонтьевич, недавно делегация Челябинской области принимала участие в III Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ-2007», который является единственным мероприятием федерального масштаба в сфере госзакупок. Чем была интересна для южноуральцев поездка на этот форум? Как Вы оцениваете результаты участия в нем нашей делегации?
— Каждый семинар, каждая поездка на мероприятие российского масштаба — это, прежде всего, встречи с коллегами, обмен мнениями. Интересно было пообщаться с признанными лидерами в области госзакупок — представителями Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга. Особый интерес у нас вызвало развитие электронной торговли, в ходе обсуждения мы оценивали плюсы и минусы этого сектора закупочной деятельности. Челябинский раздел выставки посетили и заместитель министра экономики РФ Андрей Шаронов, и руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Наше участие в форуме было отмечено дипломом.
Стоит отметить, что в прошлом году комитет Госдумы по борьбе с коррупцией под руководством Михаила Гришанкова, ФАС России и Общественный комитет по противодействию коррупции проводили исследование по регионам РФ «Прозрачность закупок-2006». Челябинская область принимала в нем участие и заняла 15-е место среди всех субъектов РФ, оставив далеко позади соседей по УрФО — Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области, ХМАО и ЯНАО.
— Более года в России действует федеральный закон о госзакупках. Можно ли сказать, что законодательная база в этой сфере сформирована полностью, а сам механизм госзакупок отлажен?
— Пока этого сказать нельзя. Подтверждением этому является тот факт, что совсем недавно Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки к этому закону, которые занимают около 40 страниц. Этот закон был недостаточно проработан, местами он противоречил сам себе, и все это было выявлено. В том числе и специалисты главного управления материальных ресурсов Челябинской области принимали участие в его корректировке, наши предложения о внесении изменений были направлены в Госдуму.
Сейчас закон будет более адаптирован к современным условиям. Но сам по себе он еще не решает всех проблем, поскольку должен быть принят целый ряд подзаконных актов на федеральном уровне. В частности, речь идет о постановлении Правительства РФ по перечню товаров работ и услуг, закупаемых на аукционе, постановлении о реестре недобросовестных поставщиков. Эти документы облегчили бы нам работу. Поэтому на сегодняшний день есть много спорных вопросов, и механизм проведения госзакупок только отлаживается.
— Каковы основные итоги деятельности ГУМР в 2006 г.? Сколько бюджетных средств удалось сэкономить за минувший год?
— В 2006 г. главным управлением материальных ресурсов Челябинской области было разработано и проведено 937 торгов на общую сумму финансирования более 6 млрд. 250 млн. руб. Это составляет более 70% расходной части областного бюджета.
В результате за счет проведения конкурентных конкурсных торгов было сэкономлено 638 млн. руб. На мой взгляд, это хороший результат.
— Законом о госзакупках определена квота для поставщиков товаров и услуг из числа субъектов малого бизнеса. Выполняется ли в Челябинской области этот норматив? Что сдерживает участие малого бизнеса в этой деятельности?
— Этот норматив в Челябинской области не только выполняется, но и перевыполняется. От общего количества участников торгов по госзакупкам порядка 60% являются субъектами малого и среднего бизнеса, 40% из них становятся победителями конкурсов. При этом у нас даже не создается искусственная среда для малого предпринимательства. Мы давно работаем именно с этим сектором бизнеса и пропагандируем участие малого предпринимательства в госзакупках.
Кроме того, чтобы облегчить участие предпринимателей в конкурсах, а это довольно сложная и «забюрократизированная» процедура, ГУМР проводит обучающие семинары для представителей малого и среднего бизнеса, где разъясняются все нюансы госзакупок. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся при работе с субъектами малого и среднего бизнеса, заключаются в невнимательном изучении условий конкурса на поставки со стороны предпринимателей. Но в последнее время количество участников, не допущенных к конкурсу по формальному признаку, сокращается.
— По данным МЭРТ, Челябинская область входит в число 8 пилотных регионов, где были опробованы отдельные элементы электронных торгов в сфере госзакупок. Расскажите об этом подробнее.
— Работа по организации электронной системы госзакупок весьма трудоемкая и осложнялась тем, что постоянно менялось законодательство, то есть программу приходилось корректировать и переписывать. В прошлом году был создан рабочий вариант программы, после чего мы провели несколько конкурсов и аукционов в электронном виде. Но в массовых масштабах они у нас не проводятся в связи с тем, что законодательство еще не готово к повсеместному внедрению электронных торгов.
Кроме того, не у каждого предпринимателя есть выделенная линия в Интернет, а он должен постоянно находиться в сети, для того чтобы стать участником электронной торговли. Если мы обяжем участвовать в конкурсе только в электронной форме, то тем самым ущемим законные права участников, не имеющих такой возможности.
— Каковы планы и задачи ГУМР на текущий год?
— Главная наша задача — полностью удовлетворить потребности бюджетополучателей в достойной продукции и достичь максимальной экономии бюджетных средств.
В текущем году мы хотим получить рейтинг прозрачности ++, чтобы доказать, что мы не хуже признанных «закупочных» центров, которыми являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. К этому мы прикладываем максимум усилий, и в области ведется соответствующая работа, в том числе законодательная.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Начальник главного управления материальных ресурсов Челябинской области Вик ...
- Начальник главного управления материальных ресурсов Челябинской области Вик ...
- Начальник ГУМР Челябинской области Виктор Чередников: В текущем году мы хот ...
- Первый заместитель начальника главного управления материальных ресурсов Сер ...
- В 2009 году Главным Управлением материальных ресурсов Челябинской области п ...