«Коммерсант», Сергй Рыжкин и Татьяна Шушакова информируют: «Авиакомпания «Сибирь» вылетела из Баландино. ТПГ МРП взяла аэропорт Челябинска под контроль»

Транспортно-промышленная группа МРП, формирующая аэропортовый холдинг, приобрела у структур авиакомпании «Сибирь» контрольный пакет ОАО «Челябинское авиапредприятие», владельца местного аэропорта Баландино. По данным Ъ, сумма сделки составила около $30 млн., что в три раза превышает годовой оборот Баландино. В ТПГ МРП считают, что эти затраты компенсируются ростом бизнеса аэропорта. Эксперты согласны, что сумма сделки — в русле последней тенденции по переоценке стоимости российских аэропортов.

Как стало известно Ъ, в начале июня завершилась сделка купли-продажи 54% акций ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП), владельца местного аэропорта Баландино. Факт покупки контрольного пакета АО инвесторами во главе с группой МРП у компаний, близких к авиакомпании «Сибирь», Ъ подтвердили в самой ТПГ МРП и председатель совета директоров ЧАП его миноритарий Александр Мертен. По его словам, в соответствии с опционным соглашением он до конца года может продать свой 15-процентный пакет ТПГ МРП. Сумма сделки, по данным Ъ, составила порядка $30 млн. (втрое больше годового оборота аэропорта). Высокопоставленный источник Ъ в авиакомпании «Сибирь» пояснил, что аэропортовый бизнес является непрофильным для перевозчика, а компании сейчас нужны средства для предоплаты недавно заказанных воздушных судов. Речь идет о десяти среднемагистральных самолетах Boeing 737-800NG и 15 дальнемагистральных Boeing 787 общей каталожной стоимостью более $3 млрд. (см. Ъ от 27 апреля и 30 мая).

В ТПГ МРП напомнили, что компании группы уже являются крупными совладельцами ОАО «Аэропорт Толмачево» (Новосибирск) и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» (аэропорт Барнаула), которые до конца года после покупки еще двух аэропортов (их названия не разглашаются) должны быть объединены в холдинг с рабочим названием «Евроазиатская аэропортовая компания». «Группа МРП поддерживает стратегию развития челябинского аэропорта, начатую его менеджментом и направленную на привлечение большого числа перевозчиков и создание равных условий работы для них», — сообщили Ъ в ТПГ МРП. С конца 2006 года представители администрации Челябинской области (собственник еще 15% акций ЧАП.— Ъ) высказывали недовольство тем, что структуры «Сибири»препятствуют приходу в Баландино новых авиакомпаний. Самые громкие конфликты были связаны с намерением «Аэрофлота» получить слоты на утренние рейсы из Челябинска в Москву и неудачной попыткой «Аэрофлот-Дона» открыть рейс Челябинск–Сочи.

Отраслевые эксперты считают сделку по продаже аэропорта Баландино логичной для сторон, однако завышенной ее стоимость. «Но, с другой стороны, это очередное подтверждение тенденции изменения оценочной стоимости аэропортов», — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, начало ей положила продажа аэропорта Сочи в 2006 г. — структуры Олега Дерипаски заплатили на аукционе за госпакет 5,5 млрд. руб., что в 14,5 раза превышает объем его годовой выручки. Однако в ТПГ МРП считают, что затраты на приобретение окупятся. «Сейчас в Баландино существует так называемый отложенный спрос, по нашим подсчетам, в течение двух лет пассажиропоток Баландино достигнет 1 млн. пассажиров», — говорит собеседник. По его словам, инвестиции в Баландино в течение года составят порядка $20 млн. С учетом долгосрочных планов по развитию инфраструктуры вокруг аэропорта планируется вложить около $100 млн.

«Екатеринбургский аэропорт Кольцово, расположенный по соседству с Баландино, в который группа «Ренова» сделала в последние несколько лет крупные финансовые вложения (к концу 2007 года их размер достигнет $100 млн.– Ъ), является своего рода индикатором перспективности аэропортового бизнеса», — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но Кольцово же, по словам эксперта, может стать и сдерживающим фактором для Баландино, поскольку имеет преимущество по времени инвестиций и крупного базового перевозчика в виде «Уральских авиалиний». «Без крупной авиакомпании-партнера и только за счет авиационной деятельности окупить затраты на приобретение Баландино и инвестиции в его развитие будет проблематично», — предупреждает господин Пантелеев.

Другие материалы по теме: